X

Прощай, карбюратор?

С 1 июля 2006 года в Украине запрещена первая регистрация автомобилей, не соответствующих экологическим нормам Евро 2. Это значит, что карбюраторные машины, в том числе и наиболее популярные ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107, будут модернизированы. Как это отразится на рынке новых и подержанных автомобилей?

С 1 июля 2006 года в Украине запрещена первая регистрация автомобилей, не соответствующих экологическим нормам Евро 2. Это значит, что карбюраторные машины, в том числе и наиболее популярные ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107, будут модернизированы. Как это отразится на рынке новых и подержанных автомобилей?

С 1 июля 2006 года в Украине запрещена первая регистрация автомобилей, не соответствующих экологическим нормам Евро 2. Это значит, что карбюраторные машины, в том числе и наиболее популярные ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107, будут модернизированы. Как это отразится на рынке новых и подержанных автомобилей?

Введение более жестких экологических норм окажет влияние не только на экологическую ситуацию в стране, но и на потребителя. Прежде всего, следует отметить, что ВАЗ-2107 и ВАЗ-2104 – единственные представители в C-классе стоимостью менее 6 тысяч долларов. После 1 июля таких машин в продаже уже не будет, и минимальная цена на автомобиль гольф-класса вырастет почти на 10%.

С введением экологических норм Евро 2 «семерки» и «четверки» придется оснащать новой системой питания с распределенным впрыском, катализатором, системой улавливания паров бензина и новой системой зажигания. Дело в том, что карбюратор не может обеспечивать точность приготовления рабочей смеси, сравнимую с системой впрыска топлива. На это влияет не только сама конструкция карбюратора, но и инерционные процессы, протекающие в нем.

Карбюратор не справится

Принцип приготовления рабочей смеси основан на том, что разрежение во впускном коллекторе влияет на количество топлива, подаваемого через карбюратор. Больше разрежение – больше бензина. Но в переходных режимах скорость потока топливовоздушной смеси не успевает меняться вслед за изменением разрежения во впускном тракте. В результате коэффициент избытка воздуха (или соотношение бензин/воздух) в топливовоздушной смеси меняется в широких пределах. С такой системой питания катализатор эффективно работать не способен, поскольку содержание несгоревшего топлива в выхлопных газах может быть довольно значительным.

Инжектор, с его механической подачей топлива, точным дозированием и мгновенной реакцией, позволяет удерживать соотношение бензин/воздух близким к идеальному. На долю катализатора приходится лишь дожигание остатков угарного газа (превращение ядовитого СО в нейтральный СО2).

На что повлияют такие изменения конструкции с точки зрения потребителя? Прежде всего, на цену. По заявлениям производителей, прибавка в цене составит около 500 у. е. Это стоимость управляющей электроники, электрического бензонасоса, системы улавливания паров бензина, форсунок, катализатора и прочих комплектующих элементов.

Обновленная «классика» будет выделять в атмосферу меньше вредных выбросов (прежде всего, угарного газа), улучшится запуск (как зимой, так и летом), отсутствие воздушной заслонки упростит запуск и прогрев двигателя, улучшится экономичность.

Какие проблемы?

Но появятся и минусы, которые будут особенно заметны в небольших городах и сельской местности. Первая проблема – это усложнение конструкции, появление дополнительных элементов, в том числе сложной электроники. В системе возможны «детские болезни», а также она требует специального оборудования и обученного персонала уже для диагностирования, не говоря о ремонте.

Вырастет и стоимость обслуживания – например, фильтры для новой конструкции будут стоить дороже, чем для карбюраторных версий. Диагностика из операции, которой необходимы только опыт механика и минимальное оборудование, превратится в сложную и дорогостоящую процедуру (от 100 гривен), требующую применения специального компьютера и программного обеспечения.

«Гаражное» обслуживание для инжекторных систем неприемлемо. Например, проверка системы зажигания на искру или отключение «массы» при работающем двигателе выведут из строя электронный блок управления, что превратит автомобиль в «недвижимость». Привычка ездить с минимальным количеством бензина в баке (на «лампочке») может привести к перегреву и преждевременному выходу из строя бензонасоса.

Качество нашего бензина, особенно вдалеке от столицы и крупных городов, не всегда стабильно. К тому же повышенное содержание смол, серы и особенно наличие присадок, повышающих октановое число, влечет за собой засорение форсунок. Их чистка – удовольствие не из дешевых: 120 гривен и более.

Незнакомый катализатор

Есть еще один элемент под названием «катализатор», если точнее, это каталитический нейтрализатор. Наиболее часто применяют катализаторы, представляющие собой пористые соты из керамики, покрытые тончайшим слоем палладия, платины или других редкоземельных материалов. Керамика – материал хрупкий, а при работе катализатор разогревается до 900°С, поэтому вода, попавшая на него, может привести к растрескиванию. Катализатор боится ударов, и в то же время именно он является самой низкой точкой автомобиля, что связано с особенностями конструкции выхлопной системы. В «семерках» его устанавливают вместо резонатора. Так как тоннель в кузове занят карданной передачей, катализатор, который по своим размерам существенно больше, чем резонатор, снижает дорожный просвет (клиренс). Ухудшится геометрическая проходимость автомобиля, что на наших дорогах, мягко говоря, нежелательно.

Исходя из всего вышеперечисленного, позволим себе предположить, что после 1 июля, когда новый карбюраторный автомобиль зарегистрировать уже будет невозможно, цены на подержанные карбюраторные модели, особенно в глубинке, повысятся. Поэтому, если вы желаете купить именно заднеприводный ВАЗ, оцените плюсы и минусы карбюратора и инжектора. Не стоит откладывать решение вопроса надолго, поскольку остатки машин на складах производителей и в салонах-магазинах уменьшаются с каждым днем.

Александр Ландарь
Фото из архива редакции