X

Прогнозируем поломку узлов и агрегатов: «Cвязаны одной цепью…»

Многие детали и узлы автомобиля функционируют в тесной взаимосвязи, и если что-то вышло из строя, то это может повлечь поломку других элементов. С ремонтом каких узлов и деталей не стоит затягивать?

Многие детали и узлы автомобиля функционируют в тесной взаимосвязи, и если что-то вышло из строя, то это может повлечь поломку других элементов. С ремонтом каких узлов и деталей не стоит затягивать?

Многие детали и узлы автомобиля функционируют в тесной взаимосвязи, и если что-то вышло из строя, то это может повлечь поломку других элементов. С ремонтом каких узлов и деталей не стоит затягивать?

Двигатель

Двигатель – наиболее сложный агрегат в автомобиле, поэтому в нем может возникнуть больше взаимосвязанных проблем. Одна из них – вышедшие из строя, а точнее, работающие с перебоями свечи зажигания. Виновники этой «болезни» – некачественный бензин, несоответствующие свечи, слишком спокойный стиль вождения и короткие поездки, при которых свечи не успевают нагреться до температуры самоочистки. В результате на свечах накапливается слой нагара, который становится проводником, провоцирующим утечки тока на массу, т. е. отсутствие искры. Свечи могут закоптиться и из-за поломки датчика положения распредвала или лямбда-зонда, что влечет перелив топлива в цилиндры. Загрязнению свечей сопутствует закоксовывание катализатора. И если у него на выходе установлен еще один лямбда-зонд, он тоже начнет давать некорректные показания. Но вся проблема в том, что не у всех иномарок бортовая электроника, на службе которой стоит индикатор cheсk engine, всегда готова сигнализировать, что с машиной что-то не в порядке. Это особенность настройки чувствительности данного сервиса. Поэтому иногда можно ездить с неисправным узлом, но выясняется это только после выхода из строя чего-то другого. Например, сломался датчик положения распредвала, что повлекло некорректную работу системы питания и привело к загрязнению свечей зажигания, лямбда-зонда, катализатора. Все это говорит о том, что диагностика электроники, предусмотренная в плановых ТО, все-таки нужна. В автомобилях с ГБО проблемы с двигателем возникают при неправильной подаче газа. Как из-за обогащения смеси, так и из-за ее обеднения возможен перегрев деталей цилиндро-поршневой группы и выпускных клапанов (прогорание поршней и клапанов). Казусы бывают, если «забыли» о необходимости замены ремня и роликов привода ГРМ либо сэкономили на замене водопомпы, и она заклинила. В результате ремень может оборваться, что закончится разрушением деталей поршневой группы и головки блока двигателя. Страдает мотор и при обрыве несвое­временно замененных ремней навесного оборудования. Так и аккумулятор можно разрядить, и порвать проходящую вблизи проводку, а кое-где даже порвать ремень ГРМ.

Подгоревшие клапаны – результат неправильной регулировки ГБО.

В некоторых иномарках «закопченный» лямбда-зонд может выйти за границы рабочей характеристики, еще больше «переливая» топливо.

Фильтр салона

Казалось бы, какие негативные последствия для «железа» могут быть при забитом воздушном фильтре? Оказывается, от степени его пропускной способности зависит нагрузка на электродвигатель системы вентиляции салона (включает в себя отопитель и кондиционер). Если его не менять хотя бы каждые 20 тыс. км, сниженный ресурс электровентилятора обеспечен. В иномарках доступ к этому узлу очень сложен, поэтому его замена обойдется недешево.

Ветровое стекло

Из-за сколов на ветровом стекле с небольшими трещинами довольно часто появляется «паутина» по всей его поверхности. Но этого можно избежать, если после возникновения такого скола как можно скорее обратиться в специализированный автосервис. Приводит к проблемам и экономия на омывателе стекол – в результате по ходу движения щеток образуется сеть царапин.

Подвеска

В подвеске также бывают взаимосвязанные поломки. Например, износ сайлент-блоков способствует изменению геометрического положения их рычагов, что, в свою очередь, ведет к изменению углов установки колес, а также наклона амортизационной стойки. Последняя имеет опору в виде подшипника, который из-за перекоса оказывается перегруженным и быст­рее изнашивается. Кроме того, нарушаются углы установки колес – а это неравномерный износ протектора шин, то есть снижение их ресурса и ухудшение характеристик. Потеря эффективности амортизаторов приводит к значительному увеличению тормозного пути автомобиля на «стиральной доске». А это чревато не только поломками, но даже ДТП c самыми тяжкими последствиями. Так что при первых симптомах более частого срабатывания АBS лучше сразу же проверить эффективность работы амортизаторов на специальном стенде.

Шины

Низкое давление в шинах сложно назвать поломкой, тем не менее эта оплошность автовладельца (водителя) может стать причиной ускоренного старения шины (из-за перегрева при повышенном внутреннем трении многослойной конструкции), неравномерного износа протектора и повреждений при езде по нашим разбитым дорогам.

Ходовая

В трансмиссии проблемы могут быть вызваны износом шарниров равных угловых скоростей полуосей (карданов) или карданных валов. Из-за этих поломок возникает дисбаланс, который приводит к биению и повышенному износу подшипников коробки передач, главной пары редуктора, ступиц. Кстати, иногда виноваты в износе ШРУСов их порванные пыльники, которые забыли вовремя поменять или которые из-за низкой эластичности полопались на морозе. Деформированные тормозные и колесные диски, разбитые покрышки также становятся источником повышенных вибраций. Это вызывает ускоренный износ подшипников ступиц, неравномерный износ протектора шин. Владельцу машины с карданной передачей нужно обязательно узнать, есть ли масленки для смазывания крестовин.

Неправильная или недостаточная смазка крестовин кардана может привести к их износу.

В карданной передаче источником вибраций часто бывает состарившаяся резиновая муфта.

Экономя на замене лопнувшего пыльника ШРУСа, придется выложить кругленькую сумму за «съеденный» пылью ШРУС.

Необслуживаемые суппорты из-за коррозии часто заклинивает в нейтральном положении, после чего не работает тормозной механизм и ржавеет диск.

Кузов

Мелкие сколы на кузове, даже оцинкованном, со временем перерастают в очаги коррозии и сквозные дыры. Даже если кузов оцинкован, слой оголенного цинка со временем окисляется и под механическим воздействием («пескоструйки» из-под колес) открывается доступ к корродирующей стали. Так что нужно следить и за оцинкованными кузовами.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка, Monroe и TRW