
Предпусковые подогреватели: Зима с комфортом
Один из самых неприятных моментов в эксплуатации автомобиля зимой – первые минуты в салоне холодной машины. Эту проблему можно решить несколькими способами.
Один из самых неприятных моментов в эксплуатации автомобиля зимой – первые минуты в салоне холодной машины. Эту проблему можно решить несколькими способами.
Один мой знакомый в конце прошлого знойного лета на фразу «быстрее бы закончилась эта жара» с недоумением отреагировал вопросом: «Разве нынешнее лето было жарким?» И только спустя несколько минут все поняли, что кондиционер, который сопровождал нашего друга дома, в машине, в рабочем офисе и даже в супермаркетах, способен сделать природные катаклизмы для человека незаметными. А как быть с зимним комфортом? Здесь предлагаются другие системы – предпусковые автономные и электрические подогреватели двигателя, воздушные отопители салона, дополнительные подогреватели, сигнализации с функцией автозапуска. О них и поговорим.
Сигнализации с автозапуском
Некоторые сигнализации обладают функцией запуска двигателя автомобиля дистанционно – по команде с брелока. Они удобны тем, что не требуют установки дополнительных систем, а значит, для получения столь удобной функции нужно гораздо меньше денег. Но есть у этих систем и недостатки. Например, системы охлаждения многих современных моторов работают таким образом, что при минусовых температурах двигатель прогревается только под нагрузкой, т. е. при движении. Поэтому положительного эффекта от данной системы в морозы можно и не получить. Разве что в процессе движения салон нагреется быстрее, чем без предварительного запуска мотора. Также данные сигнализации требуют высококвалифицированной установки и могут не стыковаться с охранными системами некоторых иномарок.
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Предпусковые жидкостные
Автономные предпусковые подогреватели – наиболее эффективная и полезная система для легковых, грузовых автомобилей и другой техники с ДВС. С одной стороны, данные системы обеспечивают разогрев холодного двигателя до рабочей температуры, что исключает повышенную нагрузку на аккумулятор, стартер, а также снижает время работы мотора в условиях масляного голодания, когда вязкое холодное масло не успело поступить в зоны трения. С другой стороны, данная система позволяет автовладельцу прийти на стоянку, сразу же сесть в теплый автомобиль и начать движение, не тратя время на соскребание льда со стекол и прогрев двигателя. В Украине можно найти предпусковые подогреватели нескольких производителей – немецкие Eberspächer (Hydronic) и Webasto (Thermo Top) и российский «Теплостар» («Бинар»). Наибольшей популярностью и наилучшей репутацией пользуются немецкие подогреватели, так как они надежны и имеют достаточно большой ресурс – например, срок службы систем Eberspächer обещают до 10 лет. Конструктивно эти подогреватели схожи: включают в себя несколько основных элементов – собственно подогреватель, глушитель, таймер, блок предохранителей, электронный блок управления, антенну, брелок дистанционного управления. Подогреватель объединяет в одном корпусе теплообменник, камеру сгорания, водопомпу c электроприводом и топливный насос. Принцип его работы основан на нагреве охлаждающей жидкости двигателя автомобиля. Для этого его включают в малый круг системы охлаждения через патрубки, которые идут к радиатору системы отопления салона. Циркуляцию жидкости по рубашке охлаждения и радиатору системы отопления обеспечивает электроводопомпа. Подогреватель питается от штатной автомобильной АКБ. Топливо в него поступает напрямую из бака машины или его отбирают из «обратки» системы питания мотора. В процессе работы подогреватель 4-цилиндрового двигателя потребляет в среднем около 0,30 л/ч бензина. Запускается с помощью таймера, который программируется на конкретное время при постановке машины на стоянку, с брелока дистанционного управления, а в системах Eberspächer (Hydronic), которые имеют GSM-модуль с речевым чипом, – даже с мобильного или стационарного телефона (в тоновом режиме набора). Данные подогреватели можно использовать и летом – для продувки салона вентилятором системы вентиляции, когда не работает кондиционер.
![]() | Пейджер включения подогревателя работает на расстоянии до одного километра. |
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Отопители салона
В некоторых случаях применение предпусковых жидкостных подогревателей невозможно (авто с двигателем воздушного охлаждения), нецелесообразно или не имеет смысла – например, для обогрева салонов автобусов, кают яхт, кабин грузовиков во время стоянки, автокемперов. Для таких случаев созданы автономные воздушные отопители салона. В отличие от жидкостных, воздушные нагревают только воздух, поступающий в салон какого-либо из вышеупомянутых транспортных средств. Этот тип подогревателей в сравнении с получением тепла от работающего двигателя имеет ряд преимуществ. Во-первых, их применение более экономично, чем при работающем моторе. Кроме того, эти системы практически бесшумные, а также меньше вероятность попадания в салон автомобиля отработавших газов. В Украине воздушные отопители представляют три уже знакомых ведущих производителя: Eberspächer (Airtronic), Webasto (Air Top) и «Теплостар» («Планар»). В зависимости от мощности, объема отапливаемого «помещения» и наружной температуры воздуха обогреватели данного типа потребляют от 0,15 до 1 литра топлива в час. «Воздушники» подключаются к штатной системе питания и могут работать как на бензине, так и на дизтопливе.
![]() | Воздушные отопители – многоцелевые, их можно применять в любых транспортных средствах с увеличенным объемом «помещения». |
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Электрические
Существуют электрические предпусковые подогреватели – обычные и с насосом. Первые представляют собой обычный нагревательный электротен с управляющей электроникой, которая следит за температурой двигателя. Циркуляция жидкости в таких системах обеспечивается благодаря разности температур. Подогреватели этого типа в Украине представлены торговой маркой «Северс». Они врезаются в нижний патрубок системы охлаждения. Второй тип подогревателя имеет дополнительно насос, который прокачивает охлаждающую жидкость по всей системе (например – «Симат»). Главный недостаток подогревателей данного типа – возможность работы только при наличии розетки, т. е. в гараже или в частном доме с розеткой во дворе. Кроме того, автовладелец садится не в разогретый салон, а в холодный, имея при этом возможность быстрее разморозить окна и разогреть салон.
![]() | ![]() |
Электроподогреватели поддерживают температуру на уровне 60°С. |
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Догреватели
Есть еще один «родственник» автономных жидкостных подогревателей – так называемые догреватели. Данные изделия есть в ассортименте торговой марки Eberspächer. Их особенность в том, что данные системы ускоряют нагрев охлаждающей жидкости после запуска холодного двигателя. Автономно они не работают, так как в своей конструкции не имеют насоса. Такие системы в основном устанавливаются на некоторые современные автомобили. Как допоборудование они практически не предлагаются, поскольку стоят всего лишь на 20% дешевле, чем автономные подогреватели.
![]() | Внешне догреватель не отличается от предпускового подогревателя. В его конструкции отсутствует помпа. |
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Характеристики | Производитель | Модель | Тип топлива (бенз./диз.) | Место производства | Расход топлива, л/ч /номинальная мощность, кВт | Гарантия, год | Цена, грн.** |
Жидкостные предпусковые | Eberspächer | Hydronic B/D 4 S | дизель/бензин | Германия | 0,3 л/ч | 2 | 7 796 |
Webasto | Thermo Top Е | дизель/бензин | Германия | 0,47-0,54 л/ч* | 2 | 12 000 | |
Теплостар | Бинар | дизель/бензин | Россия | 0,6-0,7 л/ч* | 1 | 5 850 | |
Воздушные отопители | Eberspächer | Airtronic D2 | дизель/бензин | Германия | 0,3 л/ч | 2 | 10 082 |
Webasto | Air Top | дизель/бензин | Германия | 0,24-0,27 л/ч* | 2 | 10 750 | |
Теплостар | Планар | дизель | Россия | 0,12-0,9 л/ч* | 1 | 5 370-5 700 | |
Сигнализации | Jaguar | EZ-6 | – | Тайвань | – | 1 | 1 200 |
Электрические | Северс | М1 | электро | Россия | 1,5-2,0 кВт* | 1 | 1 126 |
Симат | С-8001 | электро | Китай | 0,55-2,0 кВт* | 1 | 1 599 | |
* В зависимости от режима работы, наружной температуры и модификации ** Для системы с монтажным комплектом, но без монатажа |