X

Правильное дыхание

Зачем менять воздушный фильтр двигателя? Возможно, работники сервиса и производители расходников просто стемятся заработать на этом? Влияет ли степень его загрязнения на характеристики мотора? Чтобы проверить это, мы провели эксперимент.

Зачем менять воздушный фильтр двигателя? Возможно, работники сервиса и производители расходников просто стемятся заработать на этом? Влияет ли степень его загрязнения на характеристики мотора? Чтобы проверить это, мы провели эксперимент.

Зачем менять воздушный фильтр двигателя? Возможно, работники сервиса и производители расходников просто стемятся заработать на этом? Влияет ли степень его загрязнения на характеристики мотора? Чтобы проверить это, мы провели эксперимент.

Воздушный фильтр двигателя влияет не только на ресурс цилиндро-поршневой группы, но и на мощность мотора. При этом важны два фактора – объем пропускаемого воздуха через фильтр и степень загрязнения клапанов. В последнем случае из-за худшей очистки воздуха во впускной тракт попадает больше микрочастиц пыли, которая, смешиваясь с впрыскиваемым топливом, образует на горячих впускных клапанах слой нагара. В итоге после 100 тыс. км ухудшаются аэродинамические показатели впускного тракта в зоне впускных клапанов, поэтому воздуха в цилиндры может поступать меньше. Соответственно, снижаются и мощностные характеристики мотора.

Проверка характеристик двигателя на стенде V-tech VT4/B2 показала негативное влияние мусора в воздушном фильтре на мощность и крутящий момент. Данные характеристики уменьшились на 1–6%.

Потери на мусор

Как же влияет степень загрязнения на мощность? Фильтр на нашем авто (двигатель 1,6 VW 102 л. с.) прошел без замены 40 тыс. км. Мы приобрели на дилерской СТО новый оригинальный фильтр: нам предстояло проверить мощность двигателя с чистым и грязным фильтрами на специальном стенде, чтобы выяснить, стоит ли менять эту запчасть в указанные производителем сроки.

Результат оказался следующим: на малых и средних оборотах (до 3500 об/мин) мощность упала всего на 1-2%, а на высоких – на 4–6%. Но это вполне объяснимо – на «низах» двигатель потребляет меньше воздуха, поэтому снизившаяся пропускная способность фильтра не так существенно влияет на пропускаемый им объем. Но на высоких оборотах нехватка воздуха из-за снижения производительности грязного фильтра уже более заметна.

Загрязненный фильтр – не только потеря мощности, но и повышенный расход топлива. Хотя в процессе езды эти несколько процентов заметить сложно. Ведь для разгона машины с меньшей мощностью мотора до определенной скорости, когда можно двигаться в более-менее постоянном экономичном режиме, требуется больше времени. А в разгонном режиме расход топлива в несколько раз выше, чем при равномерном движении.

Грязный лучше?

Бытует мнение, что по мере загрязнения фильтр лучше чистит воздух. Однако это не совсем так. Карманы и микроканалы в фильтровальной бумаге со временем заполняются частицами пыли, поэтому пропускная способность фильтра снижается. Но так как во впускном тракте создается большее разряжение, особенно на высоких оборотах, воздух все равно продолжает всасываться, прорывая себе путь через забитые каналы. При этом часть пыли втягивается в цилиндры, выполняя ту самую роль абразива. Поэтому, если вы хотите, чтобы двигатель хорошо работал и долго служил, воздушный фильтр следует менять согласно рекомендациям автопроизводителя.

Юрий Дацык
Фото автора