X

Последствия жары…

Нынешняя жара стала серьезным экзаменом для автокондиционеров. Многим они создали проблемы. Почему это произошло и что делать после знойного лета, нам рассказали мастера СТО «Генстар», специализирующейся на сервисе кондиционеров.

Нынешняя жара стала серьезным экзаменом для автокондиционеров. Многим они создали проблемы. Почему это произошло и что делать после знойного лета, нам рассказали мастера СТО «Генстар», специализирующейся на сервисе кондиционеров.

Нынешняя жара стала серьезным экзаменом для автокондиционеров. Многим они создали проблемы. Почему это произошло и что делать после знойного лета, нам рассказали мастера СТО «Генстар», специализирующейся на сервисе кондиционеров.

Перезаправлять систему кондиционирования специалисты рекомендуют каждые два года. Стоимость этой услуги при условии применения качественных материалов – около 400 грн.

Система кондиционирования и ее более современная версия – климат-контроль являются в какой-то степени обособ­ленной частью автомобиля. В жару ими восторгаются, но как только возникают проблемы – начинают жаловаться, особенно если ремонт обходится в копеечку. А ведь часто в этом виноваты автовладельцы, игнорирующие правила эксплуатации этой системы, а также пытающиеся сэкономить на ее обслуживании.

Ремонтопригодность

В случае серьезного механического износа деталей компрессора всю систему нужно промывать (1000 грн.), а некоторые узлы (конденсор, осушитель) рекомендуют заменить новыми.

Решить проблему поломки компрессора можно, купив новый с гарантией (от 5000 до 10000 грн.) или восстановив старый (300 грн. + стоимость з/ч).

Нехватка смазки провоцирует механический износ компрессора – самого дорого узла системы.

Осушитель – неремонтопригодный узел, который требует замены при полной разгерметизации системы.

Откуда проблемы

Снижение эффективности работы или вообще неработоспособность кондиционера происходит из-за многих факторов. Основные из них:

  • загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) пухом, мусором или грязью;
  • загрязнение салонного фильтра;
  • разгерметизация системы – утечка рабочего газа (хладагент, фреон).

 

Поэтому обслуживать данную систему требуется круглогодично – по мере необходимости, а некоторые виды работ проводить через определенные временные интервалы. Так, если кондиционер не используется, его все равно нужно включать (в климат-контроле путем отключения режима «еcon») 1-2 раза в месяц даже зимой, чтобы обеспечить смазку компрессора и всех резинотехнических изделий системы, склонных к пересыханию и потере герметичности.

Каждые два года из-за разгерметизации системы кондиционирования вследствие диффузии, деформации резиновых шлангов и уплотнений (сальников) ее необходимо перезаправлять. Признаками малого количества газа в системе может быть ухудшение охлаждения, что сопровождается шипением при включении кондиционера. Шипение после выключения – нормальное явление.

При перезаправке в систему нужно добавлять около 20 граммов масла. Это обязательное условие, так как масляное голодание чревато малым ресурсом самой дорогой ее детали – компрессора. Более того, масло следует подбирать правильно – по специальным каталогам на конкретную модель. В противном случае возможно сворачивание масла, после чего оно не смешивается с фреоном, т. е. не переносится по всей системе и не смазывает детали.
По словам директора компании «Генстар» Владислава Мусафранова, довольно часто бывает, что авто­владелец замечает снижение эффективности работы кондиционера, но в специализированный сервис не обращается. Это может привести к выходу из строя системы, так как при снижении количества газа в кондиционере ухудшается циркуляция смазки по всей системе, что способствует ускоренному износу деталей и узлов. Их ремонт – услуга не из дешевых. Так, ремонт компрессора (в стерильно чистых условиях) стоит 300 грн. плюс цена запчастей, его замена новым – 5000–10000 грн. (монтаж-демонтаж – 200–1000 грн.). В обслуживание кондиционера входит и замена фильтра салона – каждые 10–15 тыс. км. Если он забит, кроме ухудшения работы системы вентиляции и охлаждения, неприятного запаха и накопления аллергенов и микроорганизмов, возможно обмерзание радиатора-испарителя, в связи с чем ухудшается процесс испарения – образование газа, соответственно, и разнос смазки по системе. А ухудшение смазки – это опять-таки более быстрый износ системы. Если забился другой радиатор – конденсор, эффективность работы кондиционера тоже снижается, что сопровождается перегревом комп­рессора и двигателя.

При нарушении правил эксплуатации системы кондиционирования ее элементы могут стать источником неприятных запахов и рассадником бактерий. Очаги развития этих негативных факторов появляются в фильтре салона и испарителе. Для наружной очистки последнего в специализированных мастерских может применяться озонирование или ультразвуковая чистка с использованием жидкости Wynn’s. Кстати, более раннее выключение кондиционера – за 3–5 минут до остановки двигателя – позволяет вентилятору системы вентиляции подсушивать испаритель, снижая вероятность размножения бактерий во влажной среде.

Зима уже не за горами, поэтому актуальной будет еще одна рекомендация от представителя компании Denso в Украине Алексея Барташевича. По его словам, в зимнее время прогрев двигателя и салона автомобиля значительно ускоряет включенный кондиционер (при регуляторе температуры в положении «тепло»). Попутно благодаря смазке всей системы снижается вероятность выхода из строя кондиционера и утечки фреона через пересохшие сальники и шланги.

Чтобы снизить потребность в чистке испарителя, за 3–5 мин. до выключения двигателя нужно выключить кондиционер, оставив работать систему вентиляции.

Факторы надежности

Появление в салоне неприятных запахов означает, что радиатор-испаритель системы кондиционирования требует чистки. Более эффективно эту процедуру проводят с помощью профессионального оборудования.

Игнорирование мойки радиатора-конденсора, особенно зимой, может привести к его коррозии и разгерметизации.

Забитый фильтр салона способствует перегрузке электровентилятора и нежелательному обмерзанию испарителя.

Для упрощения поиска утечки фреона в систему заправляют специальный краситель, который показывает утечки при свете ультрафиолетовой лампы.

Есть ли проблемы у автосервиса

Несмотря на то что система кондиционирования достаточно сложная и не каждый механик или слесарь в нее полезет, проблемы с качеством сервиса существуют и в этом сегменте автоуслуг. Причина такого явления достаточно проста – желание больше заработать. Одни для этого экономят, применяя низкокачественные расходные материалы и запчасти, т. е. под видом качественной дорогой детали (узла) устанавливают дешевую. Другие привлекают низкой стоимостью услуги – например, заправка кондиционера. Так, в «продаже» встречается дешевый китайский фреон, который отличается низким качеством. Определить его можно по цене – она в два раза ниже, чем у качественного. Китайский фреон опасен тем, что плохо смешивается с маслами, из-за чего система кондиционирования остается без смазки со всеми вытекающими последствиями.

Стоит помнить, что в случае разгерметизации системы кондиционирования – например, в ДТП или при неквалифицированном ремонте автомобиля – необходимо менять фильтр-осушитель. Кстати, этот узел нельзя покупать на разборке.

В процедуре восстановления работоспособности поломанного кондиционера обязательна промывка всей системы, иначе продукты износа станут причиной ускоренного выхода из строя и поломки нового компрессора. Из-за этого также рекомендуется заменить радиатор-конденсор, который нельзя гарантированно очистить от всех продуктов износа. И заключительный этап ремонта – проверка системы на герметичность под высоким давлением (до 25 атм).

При ремонте кондиционера на специализированных СТО и в мастерских – таких как «Генстар» гарантия дается на все виды работ, если клиент меняет все рекомендованные узлы. Обычно гарантия предоставляется на узлы и агрегаты, которые ремонтировали.

Ваше мнение?

Как часто вы обслуживаете кондиционер? Голосуйте на ac.ua

Подготовил Юрий Дацык
Фото автора, Denso и VW