Последствия жары...
Нынешняя жара стала серьезным экзаменом для автокондиционеров. Многим они создали проблемы. Почему это произошло и что делать после знойного лета, нам рассказали мастера СТО «Генстар», специализирующейся на сервисе кондиционеров.
Нынешняя жара стала серьезным экзаменом для автокондиционеров. Многим они создали проблемы. Почему это произошло и что делать после знойного лета, нам рассказали мастера СТО «Генстар», специализирующейся на сервисе кондиционеров.
Перезаправлять систему кондиционирования специалисты рекомендуют каждые два года. Стоимость этой услуги при условии применения качественных материалов – около 400 грн. |
Система кондиционирования и ее более современная версия – климат-контроль являются в какой-то степени обособленной частью автомобиля. В жару ими восторгаются, но как только возникают проблемы – начинают жаловаться, особенно если ремонт обходится в копеечку. А ведь часто в этом виноваты автовладельцы, игнорирующие правила эксплуатации этой системы, а также пытающиеся сэкономить на ее обслуживании.
Откуда проблемы
Снижение эффективности работы или вообще неработоспособность кондиционера происходит из-за многих факторов. Основные из них:
- загрязнение радиатора кондиционера (конденсора) пухом, мусором или грязью;
- загрязнение салонного фильтра;
- разгерметизация системы – утечка рабочего газа (хладагент, фреон).
Поэтому обслуживать данную систему требуется круглогодично – по мере необходимости, а некоторые виды работ проводить через определенные временные интервалы. Так, если кондиционер не используется, его все равно нужно включать (в климат-контроле путем отключения режима «еcon») 1-2 раза в месяц даже зимой, чтобы обеспечить смазку компрессора и всех резинотехнических изделий системы, склонных к пересыханию и потере герметичности.
Каждые два года из-за разгерметизации системы кондиционирования вследствие диффузии, деформации резиновых шлангов и уплотнений (сальников) ее необходимо перезаправлять. Признаками малого количества газа в системе может быть ухудшение охлаждения, что сопровождается шипением при включении кондиционера. Шипение после выключения – нормальное явление.
При перезаправке в систему нужно добавлять около 20 граммов масла. Это обязательное условие, так как масляное голодание чревато малым ресурсом самой дорогой ее детали – компрессора. Более того, масло следует подбирать правильно – по специальным каталогам на конкретную модель. В противном случае возможно сворачивание масла, после чего оно не смешивается с фреоном, т. е. не переносится по всей системе и не смазывает детали.
По словам директора компании «Генстар» Владислава Мусафранова, довольно часто бывает, что автовладелец замечает снижение эффективности работы кондиционера, но в специализированный сервис не обращается. Это может привести к выходу из строя системы, так как при снижении количества газа в кондиционере ухудшается циркуляция смазки по всей системе, что способствует ускоренному износу деталей и узлов. Их ремонт – услуга не из дешевых. Так, ремонт компрессора (в стерильно чистых условиях) стоит 300 грн. плюс цена запчастей, его замена новым – 5000–10000 грн. (монтаж-демонтаж – 200–1000 грн.). В обслуживание кондиционера входит и замена фильтра салона – каждые 10–15 тыс. км. Если он забит, кроме ухудшения работы системы вентиляции и охлаждения, неприятного запаха и накопления аллергенов и микроорганизмов, возможно обмерзание радиатора-испарителя, в связи с чем ухудшается процесс испарения – образование газа, соответственно, и разнос смазки по системе. А ухудшение смазки – это опять-таки более быстрый износ системы. Если забился другой радиатор – конденсор, эффективность работы кондиционера тоже снижается, что сопровождается перегревом компрессора и двигателя.
При нарушении правил эксплуатации системы кондиционирования ее элементы могут стать источником неприятных запахов и рассадником бактерий. Очаги развития этих негативных факторов появляются в фильтре салона и испарителе. Для наружной очистки последнего в специализированных мастерских может применяться озонирование или ультразвуковая чистка с использованием жидкости Wynn’s. Кстати, более раннее выключение кондиционера – за 3–5 минут до остановки двигателя – позволяет вентилятору системы вентиляции подсушивать испаритель, снижая вероятность размножения бактерий во влажной среде.
Зима уже не за горами, поэтому актуальной будет еще одна рекомендация от представителя компании Denso в Украине Алексея Барташевича. По его словам, в зимнее время прогрев двигателя и салона автомобиля значительно ускоряет включенный кондиционер (при регуляторе температуры в положении «тепло»). Попутно благодаря смазке всей системы снижается вероятность выхода из строя кондиционера и утечки фреона через пересохшие сальники и шланги.
Чтобы снизить потребность в чистке испарителя, за 3–5 мин. до выключения двигателя нужно выключить кондиционер, оставив работать систему вентиляции.
Есть ли проблемы у автосервиса
Несмотря на то что система кондиционирования достаточно сложная и не каждый механик или слесарь в нее полезет, проблемы с качеством сервиса существуют и в этом сегменте автоуслуг. Причина такого явления достаточно проста – желание больше заработать. Одни для этого экономят, применяя низкокачественные расходные материалы и запчасти, т. е. под видом качественной дорогой детали (узла) устанавливают дешевую. Другие привлекают низкой стоимостью услуги – например, заправка кондиционера. Так, в «продаже» встречается дешевый китайский фреон, который отличается низким качеством. Определить его можно по цене – она в два раза ниже, чем у качественного. Китайский фреон опасен тем, что плохо смешивается с маслами, из-за чего система кондиционирования остается без смазки со всеми вытекающими последствиями.
Стоит помнить, что в случае разгерметизации системы кондиционирования – например, в ДТП или при неквалифицированном ремонте автомобиля – необходимо менять фильтр-осушитель. Кстати, этот узел нельзя покупать на разборке.
В процедуре восстановления работоспособности поломанного кондиционера обязательна промывка всей системы, иначе продукты износа станут причиной ускоренного выхода из строя и поломки нового компрессора. Из-за этого также рекомендуется заменить радиатор-конденсор, который нельзя гарантированно очистить от всех продуктов износа. И заключительный этап ремонта – проверка системы на герметичность под высоким давлением (до 25 атм).
При ремонте кондиционера на специализированных СТО и в мастерских – таких как «Генстар» гарантия дается на все виды работ, если клиент меняет все рекомендованные узлы. Обычно гарантия предоставляется на узлы и агрегаты, которые ремонтировали.
Ваше мнение?
Как часто вы обслуживаете кондиционер? Голосуйте на ac.ua