X

Подшипники: Крутится-вертится шарик стальной…

В любом автомобиле есть детали, без которых он превращается в скульптуру из металла. К их числу относятся и подшипники.

В любом автомобиле есть детали, без которых он превращается в скульптуру из металла. К их числу относятся и подшипники.

В любом автомобиле есть детали, без которых он превращается в скульптуру из металла. К их числу относятся и подшипники.

Подшипник – это деталь-опора в неподвижной части какого-либо механизма, на которую опирается вал (полуось).

Подшипники должны выдерживать установленную нагрузку в течение длительного времени, оказывать минимальное сопротивление вращению, не создавать шума и, по возможности, не нуждаться в обслуживании.

Подшипник состоит из четырех основных деталей – внутренней и наружной обойм, сепаратора и шариков (или роликов). Кроме того, в конструкцию этих деталей могут входить защитные шайбы и уплотнители. Обоймы и шарики изготавливают из прошедшей термообработку высоколегированной стали, сепаратор – из менее легированной стали, латуни или пластмассы.

Группы

В зависимости от направления передачи усилия подшипники качения могут быть радиальными, упорными и радиально-упорными. Радиальные обеспечивают вращение валов, не нагруженных вдоль оси. В автомобилях это подшипники полуосей (в задних неразрезных мостах) и генератора, а также различных электромоторов в сервоприводах.

Упорные обеспечивают вращение детали, у которой основное направление нагрузки приходится вдоль оси вращения. Характерный пример – выжимной подшипник механизма выключения сцепления. Радиально-упорные воспринимают усилия, направленные как перпендикулярно, так и вдоль оси вращения. Их применяют в ступицах колес, КПП и редукторах ведущих мостов. В таких подшипниках обязательно требуется регулировка свободного хода.

В зависимости от формы тела качения (детали, обеспечивающей вращение) подшипники подразделяются на шариковые и роликовые. Последние в зависимости от формы роликов бывают коническими, цилиндрическими и игольчатыми. Игольчатые – это, собственно, тоже цилиндрические, только ролики в них тонкие и относительно длинные (например подшипники крестовин карданного вала и торсионные).

Подшипники классифицируются также по количеству рядов тел вращения и могут быть одно-, двух-, трех- и четырехрядными. По способу компенсации перекосов валов различают самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся подшипники.

Стоит отметить, что при одинаковом внутреннем диаметре наружные габариты и нагрузочная способность могут быть разными в зависимости от серии (сверхлегкие, особо легкие, легкие, средние, тяжелые). Подшипники также делят на узкие, нормальные, широкие и особо широкие.

Имена

Для того, чтобы различать подшипники, разработали системы их обозначений. К сожалению, единой универсальной классификации нет. Подшипники, выпускаемые в странах бывшего СССР, имеют свою маркировку, продукция зарубежных производителей – свои, причем разные. Общее в этих системах то, что в цифровом коде (маркировке) детали зашифрованы внутренний и наружный диаметры, серия по наружным размерам (диаметру и ширине), тип и конструктивные особенности. Иногда указан даже код предприятия и страна, где оно расположено.

Впрочем, расшифровывать маркировку не обязательно. Фирмы-производители подшипников выпускают каталоги (печатные или электронные), в которых указано, для какого узла той или иной модели и модификации автомобиля предназначен определенный подшипник. Такие каталоги есть во многих магазинах.

Ресурс

Подшипник в процессе работы остается незаметным до тех пор, пока не становится источником шума. По мере износа звук работы меняется от тихого шелеста до громкого гула или хруста. А все потому, что на беговой дорожке шариков (или роликов) в результате повышенных и неравномерных нагрузок появляются неровности и микротрещины. Шарики и ролики в этом случае катятся не по ровной поверхности, а по «бездорожью» – это, собственно, и приводит к возникновению посторонних звуков.

Как показывает практика, потребность в замене подшипников возникает не только из-за их естественного износа, а и в результате неправильной установки и эксплуатации. В первую очередь виновниками могут стать обычная грязь или вода, которые попадают в эту деталь. Значительно сокращают ресурс подшипника перегрузки – лишние мешки с картошкой в багажнике, скоростная езда по разбитым дорогам. Нередко подшипник приходится заменять из-за того, что под воздействием ударных нагрузок разрушается сепаратор, удерживающий шарики или ролики на определенной дистанции друг от друга.

Александр Ландарь
Фото Владислава Бойко, Андрея Яцуляка и SKF