Почему изнашиваются автомобильные ключи и как делают дубликаты: Карманные сторожа
Автомобиль – это не только средство передвижения, но и дорогая вещь, которую могут украсть. Во избежание этого машину приходится запирать на ключ. Однако ключи, как и другие детали автомобиля, изнашиваются и тоже подлежат ремонту.
Автомобиль – это не только средство передвижения, но и дорогая вещь, которую могут украсть. Во избежание этого машину приходится запирать на ключ. Однако ключи, как и другие детали автомобиля, изнашиваются и тоже подлежат ремонту. |
Существуют три типа автомобильных ключей: механические, электронно-механические и электронные. Неотъемлемой частью механического ключа и его рабочим элементом является жало – профильная металлическая пластина, на которой сделаны надрезы, являющиеся деталями секрета. В свою очередь, электронные ключи снабжены микрочипами, которые предназначены для автоматического распознавания автомобилем «своего» ключа, вставленного в замок зажигания.
Сначала была механика
Механические ключи и их заготовки можно условно разделить на две группы – простые (плоские) и сложные (объемные). Секретность первых обеспечивается сложным профилем жал, геометрическими параметрами и количеством зубьев. Эти конструктивные характеристики индивидуальны для каждого комплекта ключей, причем алгоритм изменения кода нарезки знает только сам изготовитель. Профиль жала может меняться при изготовлении каждой новой партии ключей, а также при выпуске нового модельного ряда автомобилей. В результате число комбинаций кода достигает десятков миллионов вариантов.
На боковую поверхность жал ключей второй группы нанесена дополнительная канавка с переменным профилем. Это повышает их секретность. В комплект ключей некоторых автомобилей входит так называемый сервисный ключ, который отдается мастерам при ремонте и сервисном обслуживании машины. Жало такого ключа имеет измененный профиль, поэтому он не вставляется в замки перчаточного ящика и багажника, и хозяин машины может не волноваться за сохранность их содержимого.
Основные требования
Оригинальные автомобильные ключи и качественные дубликаты устойчивы к механическим нагрузкам, а также к коррозии. После длительной (3-4 года) эксплуатации ключа на нем не должно быть следов значительного износа. Материалы, из которых изготовляют ключи, обладают еще одним качеством – при механической обработке заготовок количество заусениц на них должно быть минимальным. Это достигается за счет применения так называемых «сыпучих» сплавов, характеризующихся низкой пластичностью. Большинство заготовок для ключей изготавливаются штамповкой из стальных, железо-ферритовых и бронзовых сплавов (латуни, нейзильбера). Делают ключи и из сплавов на основе алюминия. После изготовления и механической обработки на заготовки наносится защитное покрытие – слой хрома, никеля и даже эмали. Алюминиевые заготовки анодируют. В настоящее время качественные заготовки ключей и сами ключи выпускают, например, фирмы Silca и Orion (Италия). Их продукцию используют производители комплектов автомобильных замков с ключами – фирмы HUF (Германия) и Valeo (Франция).
Тип материала заготовки ключа зависит от фирмы-производителя, марки автомобиля, а также климата страны, в которую будет поставляться машина. К примеру, эксплуатацию в тропиках лучше «выдерживают» ключи из латуни и замки, у которых набор металлов контактирующих деталей (корпуса, запорных элементов, пружинок и др.) минимален. Это снижает риск электрохимической коррозии при наличии гальванопар медь – алюминий, сталь – алюминий и т. д., вследствие чего быстрее изнашиваются ключ и замок. В противном случае замок, изготовленный даже с высокой степенью точности, через 2-3 месяца работы автомобиля в тропиках приходит в негодность.
Это надо знать
Советы по эксплуатации и периодичности смены ключей для каждого конкретного автомобиля может дать только опытный мастер-«ключник». Его рекомендации зависят от конструкции пары ключ – замок, степени ее износа, а также от особенностей эксплуатации машины.
Необходимость смены ключей в процессе эксплуатации зависит от типа замка. В одних конструкциях износ зубьев ключа и деталей секретной части личинки может привести к тому, что через 4-5 лет замок, постоянно открывающийся одним ключом, «заклинивает», и провернуть его можно только новым (неизношенным) ключом. В таких случаях нельзя пытаться отремонтировать замок самостоятельно – лучше обратиться в специализированную мастерскую. Если детали секретной части замков машины меньше подвержены износу, одним ключом можно пользоваться длительное время. При поочередном (по 4 – 6 месяцев) пользовании основным и запасным ключами общий срок службы пары замок – ключ увеличивается.
Следует отметить, что чем точнее изготовлена секретная часть замка и ключа, тем выше вероятность ее отказа вследствие износа. Если за все время эксплуатации замок ни разу не чистился и не смазывался, попытки устранить поломку, залив в его личинку жидкие смазки, не принесут результата, более того, они могут привести к еще более сильному заклиниванию. В машинах, оборудованных дистанционным управлением, не рекомендуется на протяжении длительного времени открывать двери только с брелока. При «благоприятных» условиях (влажный климат, попадание соли в период зимней эксплуатации и т. д.) замок, на протяжении долгого времени не открывавшийся механическим ключом (например, двери багажника), корродирует, «закисает» и перестает работать. В итоге его приходится ремонтировать (а иногда и взламывать.)
Чтобы замки не открыли злоумышленники, не следует показывать ключи посторонним лицам – есть вероятность снятия копии. «Профессионалу» иногда достаточно только взглянуть на ключ, чтобы по памяти изготовить копию.
Изготовление дубликатов
При изготовлении ключей для подержанных машин опытные мастера учитывают степень износа «секретных» элементов как личинки замка, так и ключа (зубьев профиля жала или его канавок). Новый ключ делают с «плюсовым» допуском – высоту зубцов увеличивают примерно на 0,1 мм на каждые 3-4 года постоянного пользования ключом. Для изготовления дубликатов фирменные сервис-центры используют импортные механические копировальные станки (их цена достигает $1500 – 3500) и специнструмент. Отечественная промышленность подобное оборудование, к сожалению, не выпускает.
Существуют и дорогостоящие ($15 – 50 тыс.) станки с программным управлением, которые у нас из-за высокой стоимости не применяются. Главное их назначение – изготовление дубликата ключа по коду при отсутствии оригинала. В своей памяти они хранят информацию о ключах разных производителей. Комплект ключей нового автомобиля снабжен карточкой, на которой записан их механический код. Если все ключи утеряны, клиент приходит с карточкой в мастерскую, код вводится в станок и за несколько минут изготавливается дубликат, ничем не отличающийся от оригинала. Самые «умные» из таких станков могут подкорректировать копию, исправляя типичные дефекты, проверить правильность установки заготовки, выбрать оптимальный рабочий режим и т. д.
Услуги и расценки
Стоимость и время изготовления ключа зависят от его типа, цены заготовки и марки автомобиля. Простой механический ключ для отечественных машин обойдется в 6 – 15 грн. Ключи для иномарок стоят дороже – от 15 до 50 грн. Изготовление сложного ключа для эксклюзивного автомобиля может «потянуть» на 120 грн. В странах СНГ при изготовлении ключа никаких ограничений нет. Мастера фирменных сервис-центров делают копию ключа в присутствии заказчика за 5 – 20 минут, не задавая вопросов, от чьей машины этот ключ. Чтобы заказать ключ за рубежом (например, в Германии), заказчику придется объяснить причину обращения (потеря ключа, кража и т. д.), предъявить документы на автомобиль и полученное в полиции разрешение. Пытаться заказать копию ключа, на котором есть надпись «Do not dyplicate», бесполезно. Стоимость нового ключа по европейским меркам невелика – 45 – 120 евро.