X

Первая – не наша

Когда и где появилась первая полуавтоматическая КП.

Когда и где появилась первая полуавтоматическая КП.

Правда ли, что первая полуавтоматическая коробка передач появилась на «Запорожцах» для инвалидов?

Сергей, г. Киев

Это не совсем так. Впервые полуавтоматическая трансмиссия появилась в Америке в 1941 году, на автомобилях Chrysler. Напомним, у полуавтомата нет механического привода сцепления, а только рычаг переключения передач. Заокеанские инженеры назвали свою коробку M4/Vacamatic. От современных трансмиссий она отличалась наличием педали сцепления, которую нужно было выжимать при включении первой передачи, и дальше вмешательства водителя не требовалось. Европейским автопроизводителям потребовалось целых 14 лет, чтобы создать подобную трансмиссию. В 1955 году компания Citroёn оснастила такой трансмиссией свою знаменитую «Богиню», модель DS.

Что касается «Запорожцев», то на эти отечественные машины полуавтоматические трансмиссии устанавливались только на модификации для инвалидов. В 1962 году инженеры НАМИ создали силовой агрегат R2 объемом 497 см3 и мощностью 15 л. с. для первого украинского автомобиля ЗАЗ-965. Этот мотор представлял собой доработанную половинку V-образной четверки от ЗАЗ-965. Он шел в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач и электромагнитным порошковым сцеплением, которое включалось автоматически. Первенцем советского автопрома с подобной системой должна была стать мотоколяска СМЗ НАМИ-086 «Спутник», но в серию она не пошла. В 70-х подобную трансмиссию начали устанавливать на серийные «Запорожцы», предназначенные для инвалидов с одной здоровой рукой и ногой. В такой версии ЗАЗа машина оснащалась 27-сильным мотором и 3-ступенчатой КП и не развивала скорость свыше 60 км/ч. Позже эту версию выпускали с более мощным 40-сильным мотором и уже 4-ступенчатой трансмиссией с электровакуумным приводом сцепления. С таким силовым агрегатом авто разгонялось до 118 км/ч. Но в 1994 году, когда «Запорожец» сняли с производства, наши инвалиды с одной здоровой рукой и ногой лишились единственной возможности ездить за рулем.

Подготовили Евгений Сокур, Сергей Суховский, Юрий Дацык
Фото Chrysler и фирм-производителей