Особенности подбора и монтажа газобаллонного оборудования для ЗАЗ/Daewoo Lanos
Особенности подбора и монтажа газобаллонного оборудования для ЗАЗ/Daewoo Lanos
Особенности подбора и монтажа газобаллонного оборудования для ЗАЗ/Daewoo Lanos
Если cобрать всю украинскую статистику установки газобаллонного оборудования на разные марки и модели авто, то Lanos, наверное, будет в числе наиболее массовых моделей, оснащенных ГБО. Сначала на это авто устанавливали ГБО 3-го поколения, а сейчас в основном только 4-го. Казалось бы, проблем с подбором, установкой и настройкой данного ГБО уже не должно быть. Но не тут-то было! От владельцев Lanos не раз приходилось слышать, что для того, чтобы довести до ума установленное оборудование, приходилось ездить то к одним, то к другим «газовщикам». Есть среди владельцев Lanos и такие, кто вообще не знает, что ГБО у него работает неправильно (из-за неверной комплектации ГБО и регулировки), а некоторые уже решают проблемы, возникшие из-за неквалифицированной установки данного оборудования.
Подбираем комплект
Эта модель выпускалась в основном без системы обратной связи, то есть без лямбда-зонда. Также она имеет устаревшую систему попарно-параллельного впрыска топлива, в которой горючее впрыскивается одновременно в зону впускных клапанов двух цилиндров. Из-за этого в одном случае бензин сразу поступает в цилиндр, а в другом – смесь на какое-то время задерживается в зоне впускного клапана. Через один оборот коленвала уже открывается впускной клапан другого цилиндра, а топливо в этот момент опять-таки впрыскивается двумя форсунками. Из этого следует, что порция горючего на каждый цилиндр делится на две части, т. е. они получаются очень маленькими (бензиновые форсунки открываются всего на 1,5-1,7 миллисекунды). Если эти две конструктивные особенности при подборе ГБО и его настройке не учесть, будет обеспечен либо перерасход газа (обогащена смесь), либо постоянное срабатывание индикатора Chеck Engine (при его наличии) на щитке приборов из-за отсутствия воспламенений в цилиндрах – часто из-за переобедненной смеси).
Для нормальной работы газобаллонного оборудования на Daewoo Lanos, впрочем, как и на Daewoo Nexia, требуется использование высокоскоростных и высокопроизводительных форсунок, которые успевают за короткий промежуток времени впрыскивать требуемые порции газа. Кроме того, при отсутствии у Lanos лямбда-зонда необходима настройка ГБО с применением газоанализатора. Точнее это делают те, у кого есть диагностический прибор, который позволяет анализировать состав выхлопа в движении, чтобы настроить нормальную подачу газа на разных нагрузках. Хотя это можно сделать и на стоящем автомобиле, что под силу только высококлассным специалистам, но таких в Украине в этом сегменте авосервиса не так уж много.
Для данных моделей компания «Мотор-газ» с недавних пор рекомендует новые форсунки Barracuda (см. «АЦ» № 49’2012), которые, как и корейские Hana, отличаются высокой точностью и, по утверждению директора компании «Мотор-газ» Романа Матвеева, достаточно надежны и устойчивы к загрязнению. Они выпускаются польским производителем ALEX. Конструктивно и по техническим характеристикам эти форсунки схожи с корейскими изделиями Hana, но изготавливаются в одном варианте, а для адаптации под двигатели разной мощности требуется согласно инструкции сделать в распылителе отверстие необходимого диаметра. Важно то, что в процессе эксплуатации форсунки Barracuda не нуждаются в калибровке.
Интернационал
С форсунками определились, но есть и другие узлы. Они должны быть недорогими и проверенными, поэтому от китайских лучше отказаться. Этим требованиям отвечает набор из литовского блока управления Tamona, итальянского редуктора Tomasetto (Tomasetto Achille Spa) Alaska AT-09, торроидальный газовый баллон и мультиклапан Tomasetto с электроклапанном. ЭБУ Tamona выпускаются в Литве, которая еще в советские времена специализировалась на производстве электроники. Выбранный блок управления (Tamona TG-Stream) – одна из последних разработок литовского производителя. Этот ЭБУ, по информации Романа Матвеева, благодаря инновационным решениям при его проектировании и множеству дополнительных функций отличается надежностью, безотказностью и простотой настройки. Мощный процессор и проверенный алгоритм работы гарантируют высокое быстродействие электроники ГБО, чем обеспечивается точность дозировки газа и, как следствие, умеренный его расход.
Еще один важный элемент ГБО – газовый редуктор. Для 1,5-литрового двигателя Lanos мощностью 86 л. с. наиболее оптимальным оказалось итальянское изделие известного бренда Tomasetto (Tomasetto Achille Spa) – модель Alaska AT-09 (соответствует требованиям евростандарта ECE 67R-01). Это одноступенчатый редуктор со встроенным фильтром очистки газа и электромагнитным клапаном, рассчитанный на мощность двигателя до 136 л. с. Конструктивно он интересен тем, что имеет систему аварийного клапана, объединенного с системой вакуумного регулирования давления. Чтобы не занимать полезный объем багажника, в качестве бака для газа использовали 42-литровый торроидальный баллон Tugra Makina и мультиклапан Tomasetto. Последний оснащен электроклапаном, поэтому в случае обрыва трубопровода, короткого замыкания и т. д. электроклапан отключит поступление газа в моторный отсек. Данные баллоны отличаются повышенной толщиной стенок, то есть гарантией безопасности.
Еще по теме:
Обновки для ГБО
Украинский рынок газобаллонного оборудования продолжает наполняться комплектующими. В этом номере «Автоцентра» мы расскажем о новинках от компании «Мотор-газ».
В качестве топливопровода для подачи газа применили пластиковую трубку Faro (Италия), которая очень легко гнется, поэтому значительно ускоряет процесс монтажа оборудования. Эта трубка выдерживает давление до 250 бар, не горит и сертифицирована автопроизводителями. Для очистки паровой фракции газа (перед форсунками) применили фильтр Certools. В нем иcпользуется специальный материал – булпрен, который имеет очень большую поверхность контакта с газом, чем обеспечивается эффективная очистка от грязи, масла и других примесей, и не боится агрессивной среды. Заправочный вентиль вывели в нишу заливной горловины бензобака, но ввиду ограниченности места перед заправкой необходимо вкручивать переходник под газовый пистолет.
Роман Матвеев Директор компании «Мотор-газ» На данном Lanos нет лямбда-зонда. А значит, основные принципы настройки ГБО не работают. Сколько бы газа мы ни подали через форсунки, больше, чем необходимо, или меньше, штатный блок управления никак не будет реагировать на это. Поэтому корректно настроить ГБО можно только при помощи газоанализатора или внешнего широкополосного лямбда-зонда. Четырехкомпонентный газоанализатор позволяет сделать это точнее, чем при помощи широкополосной «лямбды». Но с лямбда-зондом есть возможность поездить и настроить авто во всех режимах работы мотора.