Не кажіть куме...
Телефонные разговоры за рулем увеличивают риск аварии на 400%
![]() | ![]() | Совсем недавно я стал счастливым обладателем «приметы времени» — сотового телефона. Но помимо безусловного комфорта вдруг получил новую головную боль: при езде за рулем меня то и дело неожиданно пугало «пиликание» моего нового друга. А сам разговор по телефону во время движения мне вообще напоминал езду «вслепую». |
Осознав, что я не первый
и не последний, я провел свое журналистское «расследование» этого явления,
с результатами которого хочу познакомить читателей «Автоцентра».
Если телефон держат в правой руке, на руле остается только левая. Но даже
не это самое главное, а то, что отвлечено внимание от управления машиной.
Водитель, который заключает на ходу устные соглашения, ведет деловые или личные
переговоры, неизбежно создает на дороге опасную ситуацию и подвергает риску
и себя и других.
Официальная статистика день за днем регистрирует новых «жертв
прогресса». Неофициальные данные также очень красноречивы. Недавно немецкий
политик из социал-демократической партии Рудольф Дреслер разбился на машине.
На месте трагедии полиция нашла радиотелефон, по которому он разговаривал
в момент аварии…
Ученые из университета в Торонто выяснили, что говорящий
по телефону водитель представляет точно такую же опасность для дорожного
движения, как пьяный за рулем. Действительно, даже для постороннего наблюдателя стиль вождения водителя,
занятого телефонными переговорами, напоминает езду нетрезвого водителя: та
же плохая координация движений, заметная по неожиданным поворотам рулевого
колеса, те же ошибки, вызванные пониженной концентрацией внимания — несвоевременное
торможение, проезд по красному сигналу светофора и так далее. По оценкам канадских
специалистов, риск аварии при этом увеличивается на 400 процентов !!!
К подобным результатам пришел и психолог Дитрих Унгерер из Бременского университета.
Он провел тестирование одной и той же группы добровольцев. Один цикл тестов
на вождение был без телефонов, другой с мобильным телефоном. Полученные результаты
просто ошеломляющие: концентрация внимания «телефонизированного»
водителя в 15 раз меньше. Он может слишком поздно затормозить или выехать
на встречную полосу движения, случайно крутанув руль. В среднем один раз
каждые три минуты он не замечал знака «Стоп».
Страны Запада по понятным причинам столкнулись с рассматриваемой проблемой
немного раньше. Поэтому несколько лет назад на рынке автомобильной электроники
появились гибридные устройства, объединяющие в себе автомобильный приемник
и сотовый телефон. Внешне они практически не отличаются от обычных автомагнитол.
При поступлении звонка «телефономагнитола» заглушает звук музыки и предоставляет
вам возможность ответить звонящему нажатием на клавишу. При этом микрофон
телефона прикреплен на солнцезащитный козырек, а голос собеседника вы слышите
в динамиках акустической системы. Таким образом ваши руки остаются свободными.
Мало того, в самых новейших моделях таких устройств клавиатура вынесена прямо
на рулевое колесо, поэтому даже набирая номер, вы не отпускаете руль из рук.
Однако даже такое «переговорное устройство» не гарантирует
водителю полную безопасность, хотя количество ошибок в вождении, по сравнению
с обычным «ручным» телефоном, уменьшается. Однако оно просто несравнимо с
результатами водителей, вообще не говорящих по телефону во время движения.
Это свидетельствует о том, что риск возникает главным образом не потому, что
у водителя одна рука занята телефоном. Главная проблема
в том, что внимание водителя отвлечено на разговор. Человеческий мозг устроен так, что он может
уверенно воспринимать одновременно 15 различных источников информации. А этого
количества едва хватает на то, чтобы следить за дорогой, машиной и анализировать
изменения обстановки.
Даже ни к чему не обязывающий вежливый вопрос о чужом здоровье отвлекает
внимание. А если водитель ведет за рулем какой-нибудь срочный и важный разговор,
требующий концентрации внимания?
Даже опытный водитель, который управляет машиной «автоматически», может не
успеть среагировать, так как в любой момент обстановка на дороге может измениться.
Как показывает практика, у некоторых людей срабатывает инстинкт самосохранения:
когда разговор принимает очень напряженный характер, они просто останавливают
машину. Однако большинство людей так быстро привыкают и к машине, и к мобильному
телефону, что совершенно не замечают своих ошибок, им кажется, что телефон
не мешает им отлично вести машину.
И, наконец, некоторые приводят в качестве аргумента, что они слушают в машине
радио, и оно не мешает, а также могут беседовать с пассажирами. Чем же хуже
телефон?
«Предположим, водитель спорит с пассажиром,
— объясняет психолог Унгерер, — вдруг ситуация на дороге обостряется, водитель
умолкает, сосредоточив все свое внимание на управлении машиной. Пассажир тоже
молчит, потому что замечает опасность, тогда как телефонный собеседник безмятежно
продолжил бы разговор». Исходя из этого, психолог считает, что разговор по
телефону гораздо больше отвлекает внимание, чем разговор с пассажиром.
Достаточно мгновенной невнимательности, чтоб вызвать серьезные помехи на
дороге. Если водитель «отключится» всего на одну секунду,
то при городской скорости движения — всего 50 км/час — он успеет проскочить
14 метров.
В некоторых странах «телефонные будки на колесах» уже признаны опасными
и использование мобильных телефонов во время управления автомобилем запрещено
законом. В Испании, Португалии и Италии нарушителю грозит крупный штраф. С
осени список этих стран пополнила также и Польша. Подобные ограничения планируют
ввести и законодатели в Австрии.
Разговоры по встроенному переговорному устройству пока не включены в запрещающие
законы, так как статистика по этим устройствам еще довольно скудная. Однако
вскоре все станет ясно, ведь при расследовании аварий несложно выяснить, разговаривал
ли по телефону виновник аварии в момент, предшествующий столкновению. Технические
средства позволяют установить это точно.
Дитрих Унгерер собирает невыдуманные истории, связанные с использованием
мобильных телефонов во время управления машиной. «Однажды увлеченный
беседой водитель врезался на перекрестке в багажник ехавшей впереди него
машины, — рассказывает Унгерер. — Когда водитель передней машины вышел и
постучал в боковое стекло машины виновника столкновения, тот попрощался
со своим собеседником словами: «… извини, друг, мне мешают. Какой-то тип
кричит, что я его толкнул…».
Отказаться от такой удобной вещи, как мобильный телефон, понятное дело, очень
сложно, да и вряд ли нужно (прогресс есть прогресс). Однако хочу привести
вам несколько полезных советов, которые, если вы примете «на
вооружение», наверняка помогут вам избежать опасных ситуаций.
Итак, если вы при сотовом телефоне и за рулем.
![]() | При обгоне, на повороте, в городе, на шоссе при скорости 100 км/ч и более вообще не отвечайте на звонки, а тем более не звоните сами. |
![]() | Если вы все же ответили на вызов, остановите машину. |
![]() | Если нет возможности сразу же остановиться, скажите собеседнику, что вы перезвоните, как только сможете, а затем поищите место для парковки. |
![]() | Звонить лучше всего когда вы застряли в безнадежной пробке. |
Если вы звоните на мобильный человеку, который может в это время находиться
за рулем, помните:
![]() | Обязательно спросите того, кому вы звоните, не управляет ли он в данный момент машиной. |
![]() | Не сердитесь и не обижайтесь, если ваш собеседник вдруг умолкает — это значит, что ему необходимо сосредоточить свое внимание на дорожном движении. |
![]() | Спросите вашего собеседника, когда ему лучше перезвонить, чтобы поговорить спокойно, или попросите его позвонить вам. |