После похолодания при пуске холодного мотора стартер с трудом проворачивает коленвал. Прогретый же двигатель заводится без проблем. Налицо признаки того, что аккумулятор сел, однако его подзарядка и замена ситуацию не изменили. В чем же дело?
После похолодания при пуске холодного мотора стартер с трудом проворачивает коленвал. Прогретый же двигатель заводится без проблем. Налицо признаки того, что аккумулятор сел, однако его подзарядка и замена ситуацию не изменили. В чем же дело?
| |
Источником возникновения данной проблемы является не аккумуляторная батарея, а втягивающее реле стартера. Для устранения этого недостатка, как говорят опытные автоэлектрики, следует применить знания науки о «плохих контактах». В данной ситуации иногда достаточно всего лишь снять крышку втягивающего реле и зачистить его силовые контакты. При пуске двигателя они коммутируют довольно большие токи (около 100 ампер), что вызывает их эрозию и способствует ускоренному износу. Рабочая поверхность двух медных контактов (как правило, их функцию выполняют головки болтов в крышке реле, к которым крепятся клеммы) становится неровной, из-за чего нарушается плотность прилегания замыкающего контакта («пятака»). Повышенное сопротивление в месте соприкосновения контактирующих поверхностей приводит к заметному падению напряжения на них, в результате чего возникает впечатление, что сел аккумулятор. Иначе говоря, стартер не получает «положенных» ему 12 вольт и с трудом выполняет свою работу.
Характерно, что процесс этот прогрессирует: чем хуже контакт – тем больше сопротивление и эрозия, чем больше эрозия – тем хуже контакт и т. д. В конце концов все может закончиться «залипанием» контактной пары, когда при выключении ключом зажигания стартера из-за сваривания контактов он будет вращаться дальше. Спасти в этой ситуации АКБ от глубокого разряда можно только выключением массы или снятием клеммы.
Ремкомплект контактной группы втягивающего реле для некоторых марок автомобилей есть в магазинах и на рынке, однако в большинстве случаев дело можно поправить с помощью мелкозернистого напильника или наждачной бумаги. Пару болтов-контактов также можно перевернуть на 180 градусов, включив в работу неизношенную сторону каждого из них. Если сделать это невозможно, все раковины и бугорки нужно сравнять напильником, добиваясь гладкости рабочей поверхности, причем это касается и «пятака». Кстати, очень важно надежно закрепить его на своем месте после демонтажа, поскольку обрыв этой детали чреват коротким замыканием в незащищенной предохранителями цепи питания электродвигателя стартера.