Наступление на коррозию
Прочитал, что в автомобилестроении используется новый материал – гальвалюм. Расскажите о его свойствах и особенностях применения.
![]() | |
| |
![]() |
Гальвалюм представляет собой горяче- или холоднокатаную тонколистовую сталь с алюмоцинковым покрытием (алюмоцинковый прокат).
Защитное покрытие гальвалюма состоит из псевдосплава, содержащего 55% алюминия, 1,6% кремния, остальное – цинк. Такой состав обеспечивает многоуровневую защиту стальной основы. Так, алюминий образует устойчивую окисную пленку на поверхности листа и интерметаллическое соединение с кремнием, которое обладает высокой коррозионной стойкостью и способствует прочному сцеплению покрытия с основой.
Цинк усиливает защитные функции покрытия за счет электрохимических процессов между железом и цинком, в ходе которых последний постепенно «растворяется», освобождая стальной лист от зарождающихся окисных пленок (принцип «жертвенной защиты»).
Достоинства этого материала определяются главным образом его высокой коррозионной стойкостью, которая в 2 – 6 раз превышает стойкость обычных цинковых покрытий той же толщины при значительной (до 75%) экономии дефицитного цинка.
Кроме того, комбинированное покрытие повышает жаростойкость деталей, которые в процессе работы подвергаются нагреву: слой сохраняется при температуре до +350°С.
Новый коррозионноустойчивый материал позволяет использовать при изготовлении автомобильных кузовов и деталей множество способов механической обработки металла – штамповку, глубокую вытяжку, гибку и т. д. К недостаткам гальвалюмов можно отнести несколько более низкий показатель свариваемости, чем у обычного листового проката.
Гальвалюм впервые появился в США в 1972 г., в странах Западной Европы стал применяться с 1982 г. В СНГ (Россия) промышленный выпуск алюмоцинкового проката начат в 1990 – 94 гг.