«Меня вчера долбанули на перекрестки»

О существовании такой штуки, как «ИНТЕРНЕТ» - знают практически все (хотя бы слышали это слово). Мы не собираемся рассказывать вам, что это такое - не тот профиль.В нескольких словах - это и средство телекоммуникации, и средство массовой информации и супербиблиотека. Кроме того, это полигон, где проявляются яркие личности. Со знакомства с творчеством одного из журналистов INTERNET - Антоном Папилиным, мы совместно с информационным центром «ELVisti» начинаем новую рубрику нашей газеты: INTERNET-ВОДИТЕЛЮ.

О существовании такой штуки, как «ИНТЕРНЕТ» – знают практически все (хотя бы слышали это слово). Мы не собираемся рассказывать вам, что это такое – не тот профиль.В нескольких словах – это и средство телекоммуникации, и средство массовой информации и супербиблиотека. Кроме того, это полигон, где проявляются яркие личности. Со знакомства с творчеством одного из журналистов INTERNET – Антоном Папилиным, мы совместно с информационным центром «ELVisti» начинаем новую рубрику нашей газеты: INTERNET-ВОДИТЕЛЮ.

Неформальная инструкция

О существовании такой штуки, как «ИНТЕРНЕТ» – знают практически все (хотя бы слышали это слово). Мы не собираемся рассказывать вам, что это такое – не тот профиль.В нескольких словах – это и средство телекоммуникации, и средство массовой информации и супербиблиотека. Кроме того, это полигон, где проявляются яркие личности. Со знакомства с творчеством одного из журналистов INTERNET – Антоном Папилиным, мы совместно с информационным центром «ELVisti» начинаем новую рубрику нашей газеты: INTERNET-ВОДИТЕЛЮ.

Это сподвигло меня на написание краткой инструкции по подобным ситуациям – кто-то в кого-то въехал на светофоре, никто не пострадал, машины ремонту подлежат. Мой опыт основывается на трех случаях, в двух участие принимал я сам, в одном – мой коллега.

Инструкции рассчитаны как на виноватого, так и на пострадавшего, при условии, что оба участника ДТП – нормальные люди, а не бандиты и им подобные.

1. Кто виноват

Однозначно задний. Это даже не обсуждается – что бы задний не говорил, его аргументы не принимаются.

«Передний резко затормозил, перестраивался без включения поворотника» – задний «не соблюдал безопасную дистанцию и скорость». Все.

2. Сколько это стоит

Сразу оговорюсь – если у машины разворочен весь зад, сложился багажник, то на месте лучше не рассчитываться.

Я рассмотрю более «мягкие» варианты. При подобного рода столкновениях удар часто приходится углом в угол, его рассмотрим подробно чуть дальше. Если удар прямой, часто спасает фаркоп, если фаркопа нет, а у вас «зубило», и от удара открылся багажник – это очень плохо, у них это очень слабое место, которое почти невозможно нормально восстановить. В таком случае это стоит очень дорого, особенно если задним крыльям тоже досталось.

Если задний жаждет расплатиться на месте, меньше трехсот баксов с него брать нельзя, нормальная сумма – порядка 500 (повторяю, если зубило).

Если то же самое происходит с любым нашим заднеприводным седаном, то дешевле, но надо проверить геометрию задних лонжеронов – они для заднего привода гораздо более критичны, чем для переднего.

Но про такой вариант я, в основном, теоритезирую, а все три мои случая происходили по схеме «угол в угол». При таком раскладе всегда повреждается задний бампер (как правило, под замену) и заднее крыло. В качестве опций – оптика и задняя полка. В двух случаях калькуляция производилась в специальной конторе:

1. Шестерка (я в нее въехал на Гранаде) – задний бампер под замену, заднее крыло – ремонт 2-й категории (вмятина не очень большая по площади, но сильная, замято ребро жесткости) –
насчитали двести баксов. Сказали, что мне еще повезло, что я не первый ее бил, а то бы приплюсовали еще «потерю товарного вида» – еще столько же.

2. Копейка (в моего коллегу въехала Волга) – то же самое, плюс фонарь, задняя полка (несильно), задний лонжерон (совсем несильно, неспециалист не заметит, но…) – насчитали 400 $.

Из этого следует, что брать на месте меньше, скажем, 150 баксов не стоит. За свой Эскорт я взял 200,правда, по-моему, перестарался – у меня всего-то оторвался пластмассовый клык бампера и прямо под ним образовалась вмятина, так, что если его обратно приставить, почти и не видно. Крыло, правда, слегка «пошло» – немного выгнулось наружу, но двери, как боковая, так и задняя, открываются-закрываются нормально. Оптика и задняя полка целы.

3. Что делать

3.1 Виноватому

Приложить все силы к тому, чтобы разобраться самим. Предложить пострадавшему сто баксов (можно меньше). Иногда, я слышал, попадаются люди, которых это устраивает, и, слава богу.

Если пострадавшему этого кажется мало, начать ныть и торговаться. Если он хочет явно больше того, что я примерно оценил выше, уповая на то, что машина у него-де новая, или не дай бог, нестарая иномарка, аргументировано объяснить, что кузовные работы стоят одинаково, что на копейку, что на БМВ, а оптику и бампер всегда можно купить б/у (про краску-металлик тактично умолчать). Держаться с достоинством, не паниковать, не упирать на то, что ты очень спешишь – это только злит; упор делать на то, что пострадавшему самому выгоднее решить вопрос на месте, можно рискнуть – соврать, что машина не твоя, сам ты (или контора) нищ, как церковная крыса, и даже через суд деньги получить будет практически невозможно, а ты вот такой хороший и предлагаешь ему «живые» деньги, хоть и меньше, чем он хочет.

Если договориться не удается, покориться судьбе и звать ГАИ. В частности, если он водила в какой-нибудь конторе (как у меня было), ему их по любому придется звать, ему нужна справка об аварии. Не помешает она и виноватому – это единственный для него плюс в вызове ГАИ, так как ездить с разбитой мордой без справки весьма стремно (предусмотрены очень неприятные санкции).

Минусы – запись в талон, штраф, волокита с группой разбора, и последующие радости с оценкой.

3.2. Пострадавшему

Я говорил истинную правду, что и пострадавшему выгоднее разобраться на месте: живые деньги есть живые деньги.

В общем, выйдя из машины, надо спокойненько все осмотреть, составить предтавление о степени повреждений и начать разговор на очень спокойных тонах, подчеркивая свою компетентность. Ждать предложений виноватого не стоит, он, вряд ли предложит больше желаемого. Поэтому надо сразу сказать фразу типа: «Ну что я вам могу сказать – если мы будем это все оформлять официально тут насчитают не меньше 300. Но я не зверь, мне и 200 хватит. Меньше, извините, никак – это уж мне в убыток получится».

И от начального предложения не отступаться, разве что у него с собой всего 185 окажется. Впрочем, если есть страсть к торговле, можно сначала сказать цену побольше, а потом сбросить. Если упрется рогом – ничего не поделаешь, звать ГАИ.

Если человек изъявил желание расплатиться, но денег у него при себе нет? Щекотливая ситуация, особенно если сразу изъявляет согласие на все условия.

Хороший вариант – забрать у него техпаспорт или ключи от машины (лучше и то, и другое) и отправить своим ходом за деньгами. Самому ждать, а если один, лучше вызвать друзей, на всякий случай. Если не один, послать с ним своего человека, или оставить человека с его машиной, а самому поехать с виноватым за деньгами, можно на своей машине. Неплохо было бы еще до этого составить схему ДТП и получить подпись виноватого.

Плохой вариант – отпустить его, забрав документы. Если уж забирать, то права и техпаспорт – одного паспорта (не тех-) НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ недостаточно.

Стремный вариант – согласится на предложение, что он тебе сделает ремонт. Даже если не обманет – лучше, чем было все равно не сделают, а времени потеряешь кучу.

Если вызвали ГАИ, то после всех формальностей надо будет съездить в ту контору, где все посчитают!

А вот если клиент опять упрется, надо подавать в суд, но это уже другая история, и про нее я уже ничего не могу рассказать.

Антон Папилин