Летают, только низко
Что такое «граунд-эффект» и какую пользу можно от него получить в легковом автомобиле?
| |
К середине 70-х годов скорости болидов «Формулы-1» выросли до пределов, при которых конструкции ходовой части уже не могли обеспечивать требуемой управляемости и устойчивости в поворотах. Поэтому конструкторы стали стремиться улучшить сцепление колес с трассой путем увеличения прижимной силы, используя энергию потока воздуха, который обтекает кузов при движении машины.
Наряду с антикрыльями эту задачу возложили на граунд-эффект (иначе этот прием назывался еще «аэродинамическая присоска»). В автомобильной аэродинамике смысл понятия граунд-эффект (от англ. ground – земля) заключается в создании разрежения под днищем кузова, находящемся очень близко к земле. Автомобиль при этом становится «тяжелее», т.е. увеличивается прижимная сила и улучшаются сцепные свойства с дорогой.
Создавать разрежение под днищем можно двумя методами – отсасывая воздух вентиляторами или за счет специальной организации прохождения потока воздуха под днищем. Второй способ использовали в «Формуле-1». Его впервые применили в Lotus 78, днищу которого придали необычную геометрию. Воздушный поток сначала еще и ускоряли, пропуская под днище машины через зауженный проход. Затем этот поток выпускали через расширяющийся к корме канал, что обеспечивало снижение давления воздуха под машиной, а следовательно, и увеличение прижимной силы.
Чтобы предотвратить подсос воздуха с боков, под бортами «формул» устраивали специальные «юбки» из эластичного материала. Несмотря на эффективность, «присоски» применялись на гоночных трассах недолго. В 1983 году они были объявлены вне закона. Причиной стало то, что при наезде на препятствие в пространство под днищем мгновенно устремлялся воздух, и болид терял сцепление с дорогой – вплоть до взлетов на высоту около метра. Однако граунд-эффект «прижился» в американском чемпионате CART.
Вне идеальных «формульных» трасс использование граунд-эффекта обеспечить трудно. Однако это явление частично пытаются использовать при конструировании геометрии днища, призванной улучшить аэродинамику раллийных машин (впервые – на Lancia).