
Куда девают «отработку»
В витринах магазинов представлено множество масел всевозможных сортов и марок. И каждый день продавцы выставляют новые канистры и бочки взамен проданных. А куда девается старое масло, после того как в двигатель заливается свежий продукт? Мы решили провести собственное расследование.
![]() | ![]() | В витринах магазинов представлено множество масел всевозможных сортов и марок. И каждый день продавцы выставляют новые канистры и бочки взамен проданных. А куда девается старое масло, после того как в двигатель заливается свежий продукт? Мы решили провести собственное расследование. |
Вопрос на самом деле не такой уж праздный, как может показаться. По самым скромным подсчетам, только в украинской столице из картеров автомобилей ежегодно сливается не менее 20 тыс. тонн отработанного масла. К проблеме его утилизации можно подойти с нескольких позиций.
По-хозяйски
Ни один рачительный хозяин (а таких среди украинцев большинство) не выбросит из дома или гаража нечто, могущее ему еще пригодиться. Поэтому хозяйственные автомобилисты «отработку» не выливают на траву, а накапливают в старых канистрах и других подходящих емкостях до поры до времени. Потом ею можно будет «покрасить» тыльную сторону дачного забора или досок, предназначенных, например, для укладки в качестве половиц. Масло защитит древесину от влаги, гнили и различных грибков. Поскольку масло обладает консервирующей способностью, его используют и при обработке металлических изгородей – из стального листа или сетки-рабицы. Конечно, не очень привлекательно внешне, отнюдь не экологично, зато эффективно и даром.
По мнению некоторых самодеятельных застройщиков, добавление «отработки» в асфальт или расплавленный битум повышает пластичность материала, а значит, обеспечивает большую долговечность образуемой поверхности.
Наконец, не у каждого есть возможность провести антикоррозионную обработку кузова фирменным препаратом, да еще на СТО. А гаражные умельцы с готовностью «задуют» кузов подогретой смесью из «отработки», «Мовиля», гудрона и прочих подобных ингридиентов – невысыхающий состав надежно защищает днище и скрытые полости от ржавчины в течение нескольких лет.
По-деловому
Более масштабно мыслят люди с предпринимательской жилкой. Моторное (и не только) масло может служить прекрасным топливом для обогрева помещений в зимний период – нужно только приобрести или изготовить соответствующую печку либо котел. Особенно охотно на это идут владельцы мастерских и небольших СТО, где всегда есть отработанное масло. Сегодня на рынке представлены и отопительные устройства высокой мощности промышленного производства – например, Clean Burn (США), Kroll, Giersсh (обе – Германия). Между тем, нелишним будет заметить, что из соображений экологии в некоторых странах – к слову, в той же Германии – сжигание масел в печах запрещено законом.
В больших количествах «отработку» применяют и в строительной индустрии – в качестве разделительного слоя при производстве железобетонных изделий и монолитного железобетона. В принципе, для смазывания форм на заводах ЖБИ и опалубки на стройках предназначены специальные эмульсии, но «отработка» обходится на порядок дешевле. Экологи считают такое применение масел неприемлемым, поскольку токсичные вещества частично остаются на поверхности стен.
В некоторых отечественных АТП отработанное масло используют, чтобы оттянуть капитальный ремонт двигателей. В изношенные моторы, потребляющие много масла на угар, вместо свежего продукта ежедневно доливают «отработку» – с одной стороны, дешево, с другой – мотору накануне капремонта уже «все равно», каким маслом его «кормят». Не все равно только атмосфере, которая загрязняется отходами, выбрасываемыми из глушителя и сапуна.
По-государственному
По большому счету, утилизация отработанного масла – вопрос государственный, и правильно решать его нужно на законодательном уровне. Чтобы избежать загрязнения окружающей среды, во многих развитых странах производится принудительный сбор «отработки», в странах ЕЭС она рассматривается не как отходы, подлежащие утилизации, а как вторсырье для последующей переработки.
Говоря научным языком, автомобильные масла по своей структуре являются продуктом, пригодным для неоднократного применения. Для восстановления всех свойств из использованного масла нужно удалить посторонние примеси – воду, частицы металла, продукты окисления, смолистые соединения, сажу и т. п. Например, механические примеси и влагу удаляют путем отстаивания, центрифугирования, фильтрации. Продукты окисления выводятся при помощи реагента-коагулянта, прозрачность и цвет обеспечивают вещества-сорбенты, в слое которых улавливаются нежелательные примеси. Моторные масла регенерировать сложнее всего, и тем не менее такие производства рентабельны, ведь стоимость восстановленного масла на 40 – 70 % ниже нового.
Ученые считают, что после регенерации отработанных смазочных материалов из них получаются базовые масла, по физико-химическим свойствам не уступающие исходным базовым маслам, получаемым из нефти. По понятным причинам производители масел предпочитают не распространяться по поводу используемого сырья, между тем, некоторые из них применяют в производстве вторичное сырье. Кстати, это вовсе не значит, что вырабатываемые на его основе масла и консистентные смазки хуже произведенных из нефти. Тем более что полученные товарные масла – как правило, не моторные, а более простые, индустриального назначения – гидравлические, редукторные, трансформаторные.
Экология | |
| |
![]() |