X

Компрессоры: Энергия СТО

Чтобы избежать ошибок при выборе компрессора на этапах планирования и оснащения СТО, стоит изучить основные отличия разновидностей данного оборудования.

Чтобы избежать ошибок при выборе компрессора на этапах планирования и оснащения СТО, стоит изучить основные отличия разновидностей данного оборудования.

Чтобы избежать ошибок при выборе компрессора на этапах планирования и оснащения СТО, стоит изучить основные отличия разновидностей данного оборудования.

Компрессор подбирают по двум основным характеристикам – объемной производительности и максимальному давлению. На значения данных величин непосредственно влияет конструкция аппарата. В автосервисе используют два типа компрессоров: поршневые (более распространенные) и роторные (для крупных СТО с потреблением воздуха более 1000 л/мин).

Для подкачки шин или работы с обдувочным пистолетом вполне подойдет компрессор производительностью 150 – 200 л/мин с небольшим ресивером (баллоном-аккумулятором для хранения сжатого воздуха). В пунктах шиномонтажа обычно достаточно производительности 300 – 400 л/мин с объемом ресивера 50 – 100 л. Небольшие автомастерские на 3-4 поста, использующие пневмоинструмент, требуют от компрессора производительности около 600 л/мин. Одному окрасочному пистолету малярного участка нужно столько же. Для крупных сервисных центров с разветвленной пневмосетью с десятками потребителей нужно приобретать аппарат производительностью 1000 – 1500 л/мин, а то и более.

Если говорить о давлении, то здесь стандартом для использования в гараже является «8-барный» компрессор. В случае применения исключительно для окрасочных работ можно обойтись и «6-барным». Как источник сжатого воздуха в составе разветвленных пневмосетей надежнее использовать «10-барный» компрессор.

Классификация

Современные компрессоры выпускаются в трех версиях: бытовой («хобби»), полупрофессиональной и профессиональной.

Как правило, у бытовых компрессоров (класс «хобби») связь электродвигателя с кривошипно-шатунным механизмом осуществляется через муфту – «прямой привод» (коаксиальный). Потребляемая мощность не превышает 2,25 кВт, давление – до 8 бар, ресивер – от 6 до 50 л, рекомендуемая продолжительность работы – не более 15 – 20 минут в час. Среди аппаратов данной подгруппы различают «масляные» и «безмасляные» компрессоры. Компрессоры без смазки цилиндро-поршневой группы называют необслуживаемыми. Ввиду отсутствия картера они могут работать в любом положении, воздух от них поступает без масла. Но ресурс таких механизмов ниже, чем у аналогичных смазываемых моделей, какие бы антифрикционные материалы и конструкции несмазываемых подшипников ни применялись.

«Полупрофессионалы», в отличие от «бытовиков», рассчитаны на более продолжительный режим эксплуатации. Производительность – от 100 до 300 л/мин, объем ресивера от 50 до 1000 л. Некоторые модели могут развивать давление до 16 бар. Электродвигатель – однофазный, с частотой вращения до 2850 об/мин.

Характерное отличие компрессоров данной категории от предыдущих – обязательное наличие системы смазки, что положительно сказывается на ресурсе. Ресурс этой техники со смазкой при условии правильной эксплуатации может достигать 3000 часов.

Из поршневых «полупрофессионалов» наиболее близки к профессиональной серии поршневые с ременной передачей от двигателя к валу компрессора. Большой плюс такой схемы – отсутствие жесткой связи между электроприводом и компрессорной головкой. В случае неисправности одного из агрегатов влияние поломки на другой сводится к минимуму. А значит, выше надежность компрессорной машины в целом.

К недостаткам этой серии можно отнести небольшой ресурс, необходимость в периодическом ремонте (преимущественно замене колец и клапанов), высокий уровень шума, большое содержание масла в сжатом воздухе.

Компрессоры-«профессионалы» имеют производительность 500 л/мин и выше. В них используется двухступенчатое сжатие. Головка агрегата имеет две камеры разных объемов. Камера второй ступени меньше, соответственно, цилиндр и поршень тоже меньше. Первая ступень подает воздух в камеру второй предварительно сжатым до некоторого промежуточного давления по патрубку с ребрами охлаждения. Во второй ступени еще раз повышается давление. Такая схема позволяет при неизменной частоте вращения электродвигателя удвоить количество циклов сжатия или снизить частоту вращения, выиграв в ресурсе механизма. Она используется в компрессорах с разными типами передач – как коаксиальной, так и клиноременной. Последние работают в более продолжительном режиме. Их ресурс – свыше 5000 часов.

Для сравнения: одноступенчатые версии с клиноременной передачей имеют производительность до 500 л/мин, а двухступенчатые – от 500 до 1000 л/мин. Двухступенчатые компрессоры с клиноременной передачей ориентированы на работу в сложных условиях. Производители определяют их в отдельную группу в своих классификациях – Heavy Duty.

Производительность компрессора 2000 л/мин могут обеспечивать агрегаты с двумя компрессорными головками, работающими в паре. Надежность таких аппаратов удваивается, а опасность остаться вообще без сжатого воздуха сведена к минимуму. При выходе из строя одной из головок вторая сможет временно обеспечить производственные потребности.

Роторные компрессоры

При оснащении крупной СТО с потреблением сжатого воздуха от 1000 до 5000 л/мин и выше более пригодны роторные, или винтовые компрессоры давлением до 15 бар: в этом секторе они более экономичные и перспективные. Роторные аппараты – это совершенно другой уровень технологии, качества и надежности. Они дороже профессиональных поршневых, но при интенсивном использовании и с учетом всех эксплуатационных расходов разница в цене очень быстро окупается. Роторные компрессоры – простые по конструкции, оснащены автоматической системой управления и контроля работоспособности, а потому безопасны, не нуждаются в контроле, отличаются большой надежностью, способны долго работать без обслуживания.

 Бытовая серия

Характеристики компрессора класса «хобби»: мало весит, удобен для транспортировки, прост по конструкции, компактен, дешевый, но не очень надежный и очень шумный. Такой аппарат годится для подкачки шин в гараже, продувки и т. д.

 Полупрофессиональная серия

Полупрофессиональные компрессоры подходят для использования на небольших автосервисах, однако плохо приспособлены для круглосуточной работы и не должны быть задействованы более 40 минут в час. Им «по силам» работа в одну смену. При относительно невысокой стоимости высокопроизводительные версии коаксиальных смазываемых компрессоров привлекательны для использования на шиномонтажных участках.

 Роторные компрессоры

Роторные агрегаты обладают целым рядом преимуществ: имеют низкий уровень шума и вибраций, малые габариты и вес, практически не расходуют масло (2-3 мгр/м куб.), соответственно, и качество сжатого воздуха на порядок выше.

 Профессиональная серия

Самые надежные версии профессиональных компрессоров имеют две компрессорные головки с двухступенчатым сжатием. «Тандем» работает на общий ресивер, но при этом каждая головка имеет автономный привод и независимое устройство регулирования давления. Одна головка работает как основная, другая подключается в случае пиковых нагрузок, когда первая не обеспечивает требуемой производительности.

 Комментарий эксперта 

Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ», компания «Автомеханика»

Даже самая простая операция по обслуживанию автомобиля – подкачка шин – не обходится без применения сжатого воздуха. Сжатый воздух – это «энергия», без которой не сможет работать половина постов СТО. Он нужен везде: от окрасочного пистолета в покрасочной камере до пневмогайковерта на посту слесарно-монтажных работ. И компрессор как источник сжатого воздуха – очень важное звено в технологической цепочке процесса. От его характеристик зависит жизнедеятельность всей СТО в целом!

Андрей Марченко
Фото фирм-производителей