Компрессоры: Энергия СТО
Чтобы избежать ошибок при выборе компрессора на этапах планирования и оснащения СТО, стоит изучить основные отличия разновидностей данного оборудования.
Чтобы избежать ошибок при выборе компрессора на этапах планирования и оснащения СТО, стоит изучить основные отличия разновидностей данного оборудования. |
Компрессор подбирают по двум основным характеристикам – объемной производительности и максимальному давлению. На значения данных величин непосредственно влияет конструкция аппарата. В автосервисе используют два типа компрессоров: поршневые (более распространенные) и роторные (для крупных СТО с потреблением воздуха более 1000 л/мин).
Для подкачки шин или работы с обдувочным пистолетом вполне подойдет компрессор производительностью 150 – 200 л/мин с небольшим ресивером (баллоном-аккумулятором для хранения сжатого воздуха). В пунктах шиномонтажа обычно достаточно производительности 300 – 400 л/мин с объемом ресивера 50 – 100 л. Небольшие автомастерские на 3-4 поста, использующие пневмоинструмент, требуют от компрессора производительности около 600 л/мин. Одному окрасочному пистолету малярного участка нужно столько же. Для крупных сервисных центров с разветвленной пневмосетью с десятками потребителей нужно приобретать аппарат производительностью 1000 – 1500 л/мин, а то и более.
Если говорить о давлении, то здесь стандартом для использования в гараже является «8-барный» компрессор. В случае применения исключительно для окрасочных работ можно обойтись и «6-барным». Как источник сжатого воздуха в составе разветвленных пневмосетей надежнее использовать «10-барный» компрессор.
Классификация
Современные компрессоры выпускаются в трех версиях: бытовой («хобби»), полупрофессиональной и профессиональной.
Как правило, у бытовых компрессоров (класс «хобби») связь электродвигателя с кривошипно-шатунным механизмом осуществляется через муфту – «прямой привод» (коаксиальный). Потребляемая мощность не превышает 2,25 кВт, давление – до 8 бар, ресивер – от 6 до 50 л, рекомендуемая продолжительность работы – не более 15 – 20 минут в час. Среди аппаратов данной подгруппы различают «масляные» и «безмасляные» компрессоры. Компрессоры без смазки цилиндро-поршневой группы называют необслуживаемыми. Ввиду отсутствия картера они могут работать в любом положении, воздух от них поступает без масла. Но ресурс таких механизмов ниже, чем у аналогичных смазываемых моделей, какие бы антифрикционные материалы и конструкции несмазываемых подшипников ни применялись.
«Полупрофессионалы», в отличие от «бытовиков», рассчитаны на более продолжительный режим эксплуатации. Производительность – от 100 до 300 л/мин, объем ресивера от 50 до 1000 л. Некоторые модели могут развивать давление до 16 бар. Электродвигатель – однофазный, с частотой вращения до 2850 об/мин.
Характерное отличие компрессоров данной категории от предыдущих – обязательное наличие системы смазки, что положительно сказывается на ресурсе. Ресурс этой техники со смазкой при условии правильной эксплуатации может достигать 3000 часов.
Из поршневых «полупрофессионалов» наиболее близки к профессиональной серии поршневые с ременной передачей от двигателя к валу компрессора. Большой плюс такой схемы – отсутствие жесткой связи между электроприводом и компрессорной головкой. В случае неисправности одного из агрегатов влияние поломки на другой сводится к минимуму. А значит, выше надежность компрессорной машины в целом.
К недостаткам этой серии можно отнести небольшой ресурс, необходимость в периодическом ремонте (преимущественно замене колец и клапанов), высокий уровень шума, большое содержание масла в сжатом воздухе.
Компрессоры-«профессионалы» имеют производительность 500 л/мин и выше. В них используется двухступенчатое сжатие. Головка агрегата имеет две камеры разных объемов. Камера второй ступени меньше, соответственно, цилиндр и поршень тоже меньше. Первая ступень подает воздух в камеру второй предварительно сжатым до некоторого промежуточного давления по патрубку с ребрами охлаждения. Во второй ступени еще раз повышается давление. Такая схема позволяет при неизменной частоте вращения электродвигателя удвоить количество циклов сжатия или снизить частоту вращения, выиграв в ресурсе механизма. Она используется в компрессорах с разными типами передач – как коаксиальной, так и клиноременной. Последние работают в более продолжительном режиме. Их ресурс – свыше 5000 часов.
Для сравнения: одноступенчатые версии с клиноременной передачей имеют производительность до 500 л/мин, а двухступенчатые – от 500 до 1000 л/мин. Двухступенчатые компрессоры с клиноременной передачей ориентированы на работу в сложных условиях. Производители определяют их в отдельную группу в своих классификациях – Heavy Duty.
Производительность компрессора 2000 л/мин могут обеспечивать агрегаты с двумя компрессорными головками, работающими в паре. Надежность таких аппаратов удваивается, а опасность остаться вообще без сжатого воздуха сведена к минимуму. При выходе из строя одной из головок вторая сможет временно обеспечить производственные потребности.
Роторные компрессоры
При оснащении крупной СТО с потреблением сжатого воздуха от 1000 до 5000 л/мин и выше более пригодны роторные, или винтовые компрессоры давлением до 15 бар: в этом секторе они более экономичные и перспективные. Роторные аппараты – это совершенно другой уровень технологии, качества и надежности. Они дороже профессиональных поршневых, но при интенсивном использовании и с учетом всех эксплуатационных расходов разница в цене очень быстро окупается. Роторные компрессоры – простые по конструкции, оснащены автоматической системой управления и контроля работоспособности, а потому безопасны, не нуждаются в контроле, отличаются большой надежностью, способны долго работать без обслуживания.
Полупрофессиональная серия | |
| |
Роторные компрессоры | |
| |
Профессиональная серия | |
| |
|