X

Когда обязательно ехать к автоэлектрику

Электрооборудование и бортовая электроника на современных машинах становятся все более разветвленными, поэтому пропорционально растет количество электротехнических проблем. Особая опасность таких проблем состоит в том, что они могут вызвать пожар. Рассказываем, как не упустить опасность.

Наверное, ни одна из систем не несет машинt таких рисков, как электрооборудование. Если большинство других “механических” поломок означает только отказ определенной функции, то электричество может без предупреждения подарить такой сюрприз, как возгорание электропроводки. Поэтому специалисты упорно не рекомендуют самостоятельно вмешиваться в работу электрических систем. А главное – не оставлять без внимания все, даже самые мелкие, неполадки, связанные с электричеством.

Что может случиться с электричеством

Осмотрительному владельцу автомобиля с пробегом следует знать основные причины, вызывающие неурядицы в электрооборудовании. Ниже приводим некоторые из них.

  • Нарушение контакта. Инженеры шутят, что электротехника – это наука о плохих контактах. И в электросхемах автомобиля большинство проблем объясняется именно нарушением контакта: в выключателях, в разъемах, местах установки цоколей ламп, в контактах реле и т.д. Случается эта проблема в первую очередь из-за возраста – что-то изнашивается, а что-то ржавеет из-за усыхания уплотнителей и влаги.
  • Нарушение изоляции. Отказы электроприборов по этой причине тоже бывают, но они не так значимы на фоне коротких замыканий в местах нарушенной изоляции проводов.
  • Поломка или перегорание электроприборов. Номенклатура таких элементов, как лампы, реле, датчики, моторчики, выключатели огромна. Это чаще всего является результатом отработанного ресурса или заводского брака. Обычно их нужно просто заменить.

Тревожные маркеры проблем с электричеством

Понятно, что в случае неисправности тех или иных электроприборов вам придется отправиться на СТО. Но далеко не всегда есть понимание, что проблема на борту авто вызвана именно электрооборудованием – то есть вы можете не ожидать больших неприятностей, чем просто отказ какой-либо функции. Например, задняя передача коробки-автомата может не включаться из-за перетертого жгута электропроводки. Он вдобавок может повлечь за собой короткое замыкание на кузов со всеми возможными последствиями.

Предлагаем остановиться на тревожных маркерах, через которые следует спешить к автоэлектрику:

  • Необычное поведение оборудования. Это касается ламп, экранов, выключателей, двигателя сервоприводов, индикаторов на торпедо и других электроприборов. Они могут вести себя странно: тускнеть, мигать, гудеть, внештатно двигаться и срабатывать прерывисто. Надо выключить все электроприборы и если других тревожных признаков нет, попытаться доехать до ближайшей мастерской.
  • Запах горелого в салоне или вокруг машины. Это один из признаков короткого замыкания (КЗ). Причем оно может произойти как при выключенных приборах, так и при ключе замка зажигания у вас в кармане. Если машина уже стара, всегда держите в доступном месте гаечный ключ для отключения клемм из аккумулятора – это первое, что нужно сделать при подозрении на КЗ в машине.
  • Задымление в любом месте автомобиля. Это еще один, кроме запаха, признак КЗ, хотя и не обязателен. Надо немедленно все выключить, снять клеммы с АКБ и тушить огонь.
  • Отказ сразу нескольких электропотребителей. Скорее всего, это один из самых простых случаев – сработал (перегорел) предохранитель. Но просто так они срабатывают изредка. Даже перегорание нового, вставленного вами предохранителя может означать, что где-то есть КЗ или перегрузка сети. Поиски конкретной причины нужно доверить специалистам.
  • Видимые повреждения проводов. Этот признак тоже важен, ведь может привести к серьезным последствиям. Поэтому рекомендуем осматривать электропроводку и электроприборы, когда есть такая возможность. На жгутах не должно быть перетертой, погрызенной (мышами) и изрезанной изоляции. Повреждение следует защитить изоляционной лентой. На крайний случай пригодится лейкопластырь из аптечки или скотч из ближайшего супермаркета. А затем направляйтесь к электрику, протестующему электрические системы.

Что можно сделать самому

Чаще автопроизводители позволяют владельцам автомобилей самостоятельно заменять лампы в фарах и фонарях. К тому же, в стандартных мануалах многих моделей обычно есть подсказки, как это делать. Лучше заранее ознакомиться с инструкциями, чтобы вернуть машине свет, например, где-то в дальней дороге.

Замена предохранителя является еще одной вполне реальной для обычного водителя процедурой с электричеством. При этом сложнее всего высчитать, какой именно предохранитель сгорел. Но в настоящее время подсказку легко найти даже в интернете. Запасные предохранители распространенных номиналов часто запаркованы сбоку в коробке предохранителей. Также там можно найти щипчики, которые облегчат удаление предохранителя с его места.

Также будет полезным научиться быстро снимать клеммы с аккумулятора. Этот навык может понадобиться вам не только в случае неприятностей с КЗ, но и, например, во время “подкуривания” зимой.

Совет от экспертов «Автодом Атлант»

При обслуживании электрооборудования автомобиля могут случиться работы, на первый взгляд не требующие особых знаний. Но электротехника не признает дилетантства, потому что каждая, казалось бы, мелочь может привести к нарушению изоляции и короткому замыканию. Причем беда может быть отложенной, незаметной на первый взгляд и случиться в будущем.

Тому ми не радимо випробовувати долю і ризикувати машиною та благополуччям її пасажирів – виконуйте самостійно лише ті роботи, які дозволені виробником автомобіля в заводському керівництві з експлуатації. А решту робіт з електрообладнанням довіряйте професіоналам СТО. До речі, в сервісних центрах ви завжди можете отримати компетентні консультації і придбати необхідні запчастини для ремонту електрообладнання.