
Кипеть не должна
Лето не за горами, поэтому самое время вспомнить о тормозной жидкости, которая в результате образования паровых пробок может стать причиной отказа тормозов, и выбрать лучшую для вашей безопасности.
Лето не за горами, поэтому самое время вспомнить о тормозной жидкости, которая в результате образования паровых пробок может стать причиной отказа тормозов, и выбрать лучшую для вашей безопасности.
Во избежание ошибок при выборе тормозной жидкости специалисты столичного Института потребительских экспертиз протестировали 17 различных марок. Восемь из них – украинского производства («ТСХ – Химреактив», «Велвана», «Тектрон» («Аляска» и «Ойлрайт»), «Океан», «Люмо» («Гост», «Рось Соболь», «Рось Полюс», VAMP Premium, МФК), два – российского («Тосол-Синтез», «Дельфин индастри»), один белорусский образец («Ваксойл») и три – из «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly). Все они, кроме VAMP Premium (DOT 5.1), по утверждению производителей, принадлежат к классу DOT 4. В связи с важностью данного исследования все образцы были опечатаны и доставлены в две независимые лаборатории, сертифицированные для подобных исследований.
![]() | В автомобиле степень увлажненности тормозной жидкости, от которой зависит температура ее закипания, можно проверить на некоторых СТО, где имеются специальные приборы. |
Контрольные точки
Тормозные жидкости проверялись по шести основным показателям – температуре кипения сухой и увлажненной жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах. Но обо всем по порядку.
Одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения, так как при торможении автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая может стать причиной закипания жидкости и образования паровых пробок. А это отказ тормозов. Различают температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости и «увлажненной», содержащей до 3,5% влаги (температура кипения «увлажненной» характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов).
При наших зимах весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости. Они нормируются кинематической вязкостью жидкости при -40°С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений, иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что снизит быстродействие, нарушит работу ABS, ESP или приведет к отказу тормозов.
Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно – по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0–11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 – алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.
Выбираем качество
По итогам тестирования тормозные жидкости разбили на несколько групп. В категорию «Качественные» попали всего 5 образцов из 17-ти. Они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT 4. Среди лидеров три импортных – Castrol, Mobil и Liqui Moly, а также российский и украинский бренды РОС ДOT 4 («Тосол-Синтез») и Velvana DOT 4 («Велвана»).
В категорию «Условно рекомендуемые» вошли Sintec («ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и «Аляска» («Тектрон»). Они не соответствуют требованиям класса DOT 4 по температуре кипения, но с запасом соответствуют классу DOT 3. «Аляска» («Тектрон»)имеет небольшое отклонение по вязкости при -40°С. Поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT 4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT 4 он не дотягивает до своих заявленных характеристик – жидкости класса 5.1 по классификации ISO-4925. Кстати, даже импортных жидкостей этого класса пока немного. Новые, более жесткие требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO-4925 обусловлены наличием в современных авто ABS и ESP.
Рекомендуемый срок службы качественных тормозных жидкостей – два года.
В категорию «Под вопросом» попали 5 образцов. У «Ойлрайт» DOT 4 («Тектрон») и Luxe DOT 4 («Делфин Индастри») есть отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT 3, не говоря о заявленном для этих марок DOT 4. То же можно сказать о трех образцах производителя «Люмо» – «Гост», «Рось Соболь», «Рось Полюс». У них отклонения от DOT 3 и DOT 4 также по вязкости при -40°С: значения на 15–25% выше допустимой нормы.
Категорию «Нерекомендуемые» составили 4 жидкости. Данные жидкости нежелательно применять в тормозной системе. У «Океан» DOT 4 и МФК DOT 4 вязкость при -40°С выше нормы на 60–100%, но у них, по крайней мере, соответствующая температура кипения. SUPER DOT 4 («Экспо-Хим»), и Vaxoil DOT 4 («Ваксойл») полностью неприемлемы: вязкость при -40°С выше нормы на 450–650% (!) и несоответствующая температура кипения. Образец Super DOT 4 («Экспо-Хим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей в системе торможения.
Юрий Чернобривец Директор Института потребительских экспертиз Мы рекомендуем покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но также одобрены и допущены автопроизводителями. Если говорить о соотношении «цена–качество», то победителями нашего теста можно считать образцы Рос DOT 4 («Тосол-Синтез»); Velvana DOT 4 (СП «Велвана»). В группу лидеров мог бы войти и VAMP Premium 5.1, если бы на его упаковке значилось DOT 4. При технических показателях, мало отличающихся от дорогих импортных образцов, эти жидкости имеют намного меньшую цену. Остается только напомнить автолюбителям, что тормозную жидкость рекомендуется менять как минимум раз в два года, так как от этого зачастую зависит не только безопасность окружающих, но и ваша.
Качественная тормозная жидкость – это эффективные тормоза, а хорошие тормоза – это ваша безопасность.
Требования ISO-4925 для DOT 5.1 | Требования FMVSS 116 для DOT 4 | Требования FMVSS 116 для DOT 3 | |
Температура кип., °С | не ниже 260 | не ниже 230 | не ниже 205 |
Темп. кип. увл., °С | не ниже 180 | не ниже 155 | не ниже 140 |
рН | 7,0…11,5 | 7,0…11,5 | 7,0 …11,5 |
Плотность г/см3 |
| – |
|
Содержание воды, % |
| – |
|