Капля литр бережет
Несмотря на удешевление бензина, с приходом зимы сэкономить на топливе может и не получиться. Более длительные прогревы мотора и работа потребителей электроэнергии съедают дополнительные порции горючего. Тем не менее, сделать это все-таки можно.
Несмотря на удешевление бензина, с приходом зимы сэкономить на топливе может и не получиться. Более длительные прогревы мотора и работа потребителей электроэнергии съедают дополнительные порции горючего. Тем не менее, сделать это все-таки можно.
Факторы, влияющие на расход топлива, можно объединить в две группы – технические и эксплуатационные. Первые касаются технического состояния машины, а вторые включают в себя умение водителя грамотно управлять автомобилем и его системами.
Вопрос техники
Начнем с наиболее актуального вопроса – давления в шинах. На этот параметр мало кто обращает внимание, и напрасно. В этом мы убедились в ходе эксплуатации редакционного автомобиля, на котором отрабатывались навыки экономичного вождения. Во время очередной дальней командировки расход топлива у машины при одинаковых скоростном режиме, загрузке и на одной и той же трассе внезапно вырос на 0,5 литра на каждые 100 км. При «разборе полетов» решили проверить давление в шинах, оно оказалось на 0,5 бара ниже нормы – 1,6 вместо 2,1. Почему оно снизилось? Один из важных факторов – температура воздуха. За последнюю неделю заметно похолодало. А меньшее давление в шинах – это большее сопротивление качению, а значит, и повышенный расход топлива.
Что касается техсостояния автомобиля, то здесь внимание нужно акцентировать не только на системах питания и зажигания, но и на ходовой части и трансмиссии, где могут быть нарушены углы установки колес, использоваться слишком вязкое или загустевшее из-за старости трансмиссионное масло и т. д. Но в первую очередь необходимо проверить элементы системы питания и зажигания – лямбда-зонд, свечи зажигания, высоковольтные провода, расходомер воздуха, форсунки, степень загрязнения воздушного фильтра и т. д. В домашних условиях все это сделать сложно, поэтому лучше отправиться на комплексную диагностику на СТО. Впрочем, если двигатель уже изношен, потребляет много масла, а компрессия ниже допустимых норм, то никакая диагностика и регулировки не помогут.
Самообучение
На расход топлива серьезно влияет стиль вождения. Экономичная езда предполагает более частое использование режима торможения двигателем (вместо качения на нейтральной передаче, особенно на спусках или перед остановкой), когда подача топлива в инжекторных машинах отключается. Нельзя забывать и об оптимальном ускорении, ведь и завышенная плавность не всегда позволяет экономить из-за больших пробегов на пониженных передачах. Скоростной режим следует подбирать таким образом, чтобы двигатель работал в диапазоне 2-3 тыс. об/мин.
Соблюдение правил экономичной езды позволяет сберечь 10–30% топлива.
При езде по городу на режим переключения светофоров на перекрестках следует обращать внимание издалека и подбирать такую скорость движения, чтобы пересекать их, не останавливаясь, с разгона или наката на включенной передаче на зеленый свет.
Наибольший эффект при обучении экономичному вождению удается получить при наличии в щитке приборов автомобиля электронного расходомера топлива – моментального и среднего. В этом случае удается подобрать самые экономичные скорость, алгоритм разгона и моменты переключения передач. Если штатного эконометра нет, можно приобрести его за 200–500 грн. на авторынке.
Для исключения утечек тока и окисления контактов электроразъемов грязь с них следует удалить «струей» сжатого воздуха. | Между заменами воздушный фильтр желательно 2–4 раза чистить сжатым воздухом. |
В связи со снижением температуры двигатель прогревается больше времени, а соответственно, дольше работает на обогащенной топливо-воздушной смеси. Чтобы сократить это время, после запуска мотора не следует ждать, когда он прогреется до 40–50°С, а можно медленно трогаться, как только стрелка температуры сдвинется с места (или через 2-3 мин.). В движении, то есть под нагрузкой, двигатель прогревается быстрее.
Увеличение расхода топлива происходит также из-за неумелого использования электроприборов автомобиля. Если летом виновником повышенного расхода является кондиционер, то с приближением зимы и зимой – всевозможные электроподогреватели зеркал и стекол, вентилятор печки, а также осветительные приборы. Связь здесь очень простая – потребители электричества питаются от генератора, на привод которого в цилиндрах двигателя нужно сжигать дополнительные порции топлива. И чем больше электричества нужно выработать, тем выше сопротивление вращению якоря генератора, соответственно, тем больше топлива необходимо сжечь для компенсации отбора мощности от ДВС. Так, на холостом ходу при всех включенных осветительных приборах, вентиляторе печки и подогреве зеркал и заднего стекла потребление бензина возрастает почти в два раза. Отсюда вывод – нужно максимально правильно пользоваться электроприборами, то есть выключать, когда в них нет необходимости (но не в ущерб безопасности). Таким образом сводится к минимуму необходимость вырабатывания генератором большого количества электроэнергии.
Что повышает расход топлива в автомобиле
- Неэкономичный стиль вождения
- Изношенный двигатель (малая компрессия в цилиндрах)
- Неисправные элементы системы зажигания и питания (лямбда-зонд, свечи-зажигания, форсунки)
- Малое давление воздуха в шинах
- Нарушенные углы установки колес
- Включенные электропотребители
- Открытые окна, багажник и поперечные рейлинги на крыше