Как удешевляют бензин
Сегодня разброс цен на топливо как никогда огромен. Но почему цена одного и того же А-95 на разных АЗС отличается чуть ли не на гривню за литр? Ответ на этот вопрос искал Институт потребительских экспертиз (ИПЭ).
Сегодня разброс цен на топливо как никогда огромен. Но почему цена одного и того же А-95 на разных АЗС отличается чуть ли не на гривню за литр? Ответ на этот вопрос искал Институт потребительских экспертиз (ИПЭ).
Эксперимент был крайне прост. Работники ИПЭ взяли 6 проб бензина А-95 в высоком ценовом сегменте и столько же – в низком и передали их на анализ в независимую лабораторию. Пробы брали на заправках в Киеве и его окрестностях. Сводные результаты таковы: среди бензинов подороже отклонений от стандартов не обнаружено, зато из более дешевых в нормативы уложилось только три. А от некоторых проб бензинов в низком ценовом сегменте за версту отдавало спиртом – они не вписывались ни в какие ГОСТы.
Поскольку страна должна знать своих героев, остановимся на этих случаях подробнее. Тем более что они отражают тенденцию, распространяющуюся в целом по Украине. Можно с большой долей уверенности предполагать, что в регионах дела с качеством топлива обстоят еще хуже, чем в столице. Главным индикатором некондиционного бензина является излишек в нем этанола. По этому параметру тест в начале апреля у ИПЭ не прошли киевская заправка под брендом «БРСМ» (в с. Пролиски Бориспольского р-на) и «МС Ойл кард» (в Киеве на Межигорской). Но если у «БРСМ» превышение несущественное – всего 0,7%, то на АЗС «МС Ойл кард» предлагается бензин, на треть (!) состоящий из этанола (30,4% при нормативе не более 5%).
Не менее поразительный прецедент был обнаружен на АЗС «Викинг» в Борисполе. А-95 местного разлива почти на треть состоял из бензола, что в 6 раз превышает требования, заложенные в национальном стандарте. Это своеобразный антирекорд статистики Института потребительских экспертиз за всю историю исследования качества топлива на украинском рынке. Такая концентрация бензола наносит огромный вред не только окружающей среде, но и автомобилю.
Чем опасен?
Спирт активно адсорбирует воду из всего, к чему прикасается – из резервуаров нефтебазы и АЗС и даже конденсат из топливной системы. Таким образом, в мотор поступает смесь бензина с водно-спиртовыми шариками. Этиловый спирт при горении выделяет в два раза меньше тепла из-за меньшего количества в его составе углерода. Для сгорания этанола требуется намного меньше воздуха, поэтому электроника, контролирующая процесс сжигания топлива, начинает самостоятельно обогащать топливо-воздушную смесь. В результате расход горючего увеличивается на 15–20%. Сомнительная получается экономия.
Что касается бензола, то это токсичное вещество, при повышенной концентрации оно приводит к насыщению выхлопных газов канцерогенным бензпиреном, который в 10 раз опаснее угарного газа. Также, не испаряясь целиком во время такта сжатия, бензол конденсируется на стенках цилиндров, смывая масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы.
Хар-ки | Массовая доля этанола | Объемная часть бензола (Евростандарт) | Массовая доля бензола (ДСТУ) | Стоимость А-95, грн* |
Норма, не более % | 5,0 | 1,0 | 5,0 | |
Авиас | 0,008 | – | 0,85 | 10,15 |
БРСМ | 5,7 | – | 1,4 | 10,24 |
Веста | 0 | – | 0,6 | 10,75 |
Викинг | 5,0 | – | 29,3 | 10,25 |
КЛО | 0,008 | – | 0,91 | 10,44 |
Лукойл | 0 | 0,69 | – | 10,85 |
ОККО | 0,013 | 0,72 | – | 10,95 |
ТНК | 0,005 | 0,68 | – | 10,59 |
Ультра | 0,023 | 0,63 | – | 10,59 |
ANP | 0 | – | 1,8 | 10,20 |
MC Oil кард | 30,4 | – | 2,9 | 10,45 |
WOG | 0 | 0,47 | – | 10,95 |