Покупка автомобиля – это важное событие. Приобретая б/у или новое авто из салона, к процессу нужно подойти обдуманно и защитить себя от возможного обмана. Опыт показывает, что обманывают как на первичном, так и на вторичном рынке. Как же защитить себя? Автоэксперт Сергей Довгоборский делится своими советами.
На самом деле адекватной статистики нет. Действительно большинство б/у автомобилей имеют различные дефекты. Мы условно делим их на два вида: те, которые влияют на эстетику и те, которые влияют на работу и безопастность автомобиля. Первые – это сколы, вмятины и царапины на кузове; мелкие удары, частичные подкрасы; потертости руля, торпеды и салона; прокуренность оббивки, и т.д. На такие недостатки можно согласиться, если у вас ограничен бюджет. Хотя внешнее состояние автомобиля может говорить о его эксплуатации в целом и «заботливости» предыдущего владельца. Если обслуживание авто было небрежным и халатным, это может привести к дефектам второго типа: неудовлетворительное состояние ходовой, необходимость ремонта или замены важных узлов и систем, наличие серьезных повреждений кузова, ДТП .
Большая часть б/у авто продается перекупщиками, это правда. Это их бизнес, и к бизнесу у них свой поход. Сегодня это не мафия 90х, но есть у них свои «фишки» как сделать авто более привлекательным, как замылить глаза покупателю. Важно понимать, что даже реальные хозяева сознательно будут скрывать недостатки авто, если они желают получить за него большую сумму.
Мы не будем делить обман на большой и маленький, философствовать о том правильно ли так делать или нет. Просто проясним некоторые моменты, которые нужно знать при выборе б/у авто.
- Предпродажная подготовка. Химчистка салона, перешив руля и рычага коробки передач, закрашивание сколов и царапин, полировка кузова и торпепды, покупка новых ковриков – делает авто свежее и приятнее на вид. Этим занимается перекуп или площадка после выкупа авто – одевают на конфетку красивую обвертку. Часто реальные владельцы авто пренебрегают такой подготовкой . Я бы назвал подготовку авто к продаже – вежливостью по отношению к покупателю. С другой стороны, наших людей это часто вводит в заблуждение и создает почву для обмана. Клиент под влиянием эмоций забывает о том, что обертку стоит развернуть. Он видит ухоженный салон, новою бутафорию и ему уже кажется, что он нашел идеальное авто за хорошую цену.
- Состояние кузова важнее состояния салона. Кузов отвечает за безопастность, салон – за комфорт. Если авто было в серьезном ДТП – от его покупки лучше отказаться. Визуально понять, что на самом деле произошло с автомобилем сложно, на это часто расчитывают продавцы, указывая в обьявлении, что авто не бито и не крашено. Нужно иметь специальный прибор, а так же опыт, чтобы определить нас колько серьезными были повреждения и какие работы потребовались для их устранения. К нам часто обращаются за разовым осмотром и проверкой ЛКП перед покупкой, чтобы адекватно оценить состояние автомобиля.
- Скрученный пробег – новая мода на рынке. При чем не брезгуют этим и сами хозяева авто. Чем больше пробег авто, тем больше его износ, тем больше вложений может понадобиться. Хотя, нужно адекватно воспринимать данную информацию. Многие автомобили спокойно отъезжают 500тыс км и более. Если кузов целый, все остальное – это конструктор, все можно заменить и починить. Но наши люди мыслят иначе. Никто не хочет автомобиль с 300 тыс. пробега. И даже если машине уже 10 лет, покупатель жаждет видеть на щитке приборов 100 тыс. Мы знаем о случаях, когда хороше авто, по нормальной цене не продавалось из-за большого пробега. После сматывания пробега, уже через пару дней автомобиль забирали.
Однозначно проверить был ли смотан пробег бывает сложно или даже невозможно. Наши эксперты всегда смотрят на косвенные признаки и делают выводы исходя из своих знаний и опыта. Если понятно, что показатель на щитке приборов приближен к реальному, на это можно закрыть глаза, просто приняв это во внимание. Но бывают случаи вопиющей наглости, о которой мы всегда информируем клиентов. Но, как я уже сказал, наш менталитет зачастую толкает к этому продавцов. Все хотят новый автомобиль за очень мало денег… И прихорошив товар, продавцы без зазрения совести обманывают покупателей выдавая рабочую лошадку за почти новенькое авто. А недавно мы узнали, что даже сервисную книгу можно мастерски подделать.
- Дефекты систем и важных узлов. Даже проверка ЛКП не дает полной картины о состоянии авто, важно продиагностировать электросистемы, коробку передач, сделать осмотр ходовой. Умалчивание о необходимом дорогом ремонте – частая практика.
При озвучивании необходимых вложений в автомобиль продавец делает круглые глаза и удивленно пожимает плечами. Бывает, что продавец правда не знает о необходимом ремонте. Только кому от этого будет легче, если вы такой автомобиль купите и ремонт влетит вам в круглую сумму.
- Недокомплектация. Бывает, что в объявлении комплектация слаще малины, а количество бонусов просто зашкаливает. По факту чего-то нет: «Это мы так просто случайно написали. Резина есть, но в ней мишы дырки прогрызли, второй комплект ключей у бабушки на даче. А диски уже забрал сосед пока вы ехали к нам смотреть авто…» Я конечно утрирую, но такой обман случается довольно часто. Продавец расчитывает на то, что приехав и увидев автомобиль, покупатель закроет глаза на отсутствие обещаных сигнализаций, парктроников, резины, второго комплекта ключей и т.д. Ну или просто забудет проверить их реальное наличие или исправность… Нас всегда умиляет фраза: «так оно есть, просто не работает».
Именно потому к осмотру авто перед покупкой нужно подходить тщательно и спокойно, иметь в голове схему и алгоритм действий, чтобы не упустить важные детали и факты.
Покупка автомобиля в салоне более безопасна, так как есть гарантия и сервис, но в нашей практике были случаи, когда клиентам продавали уже крашенное авто под видом нового. Дефекты могут возникать при транспортировке, пока авто стоит в салоне, во время тест-драйва. Совсем недавно при осмотре нового авто в салоне я обнаружил, что у него уже слегка подкрашена дверь. После переговоров с салоном клиентка получила бонус в виде доп. оборудования на сумму более 12000 грн. Такие случаи не часто, но все же случаются.
Услуги помощи при покупке авто. Если вы знаете, что не сможете реально оценить и проверить техническое состояние автомобиля – обращайтесь за помощью к специалистам. Автоэксперты обладают навыками и опытом, а так же специальными приборами для провереи и диагностики автомобиля. Вам могут подойти разовые осмотры или поиск авто под ключ по критериям заказчика.
Клиенты иногда спрашивают: реальны ли отзывы о нашей работе. Можно выдумать себе пять, десять отзывов, но когда их больше 150… И с каждым клиентом мы стараемся усовершенствовать свою работу, улучить сервис, расти как профессионалы.
Я выступаю експертом на ТВ, в журналах, онлайн ресурсах и для меня важны мои репутация и имя. Помочь людям купить достойный автомобиль по хорошей цене, уберечь их от обмана и покупки «кота в мешке» – вот моя задача. Это не просто работа, не просто бизнес – это дело моей жизни. Именно потому я с удовольствием делюсь своими знаниями и, конечно, всегда рад новым клиентам.
Желаю вам успешных покупок и безопасной езды!
Независимый автоэксперт, Сергей Довгоборский