
Как быть с шипами
Ответы на актуальные вопросы о шипованных шинах.
![]() | ![]() | Зима уже дала о себе знать, но процесс поиска и установки зимних шин продолжается. В этом номере – ответы на актуальные вопросы о шипованных шинах. |
Покупать с шипами или устанавливать самостоятельно?
После установки шипов на шиномонтаже их следует подровнять и дать шине отлежаться в тепле несколько суток.
В продаже имеются самые разнообразные модели шин – шипованные и под ошиповку (с гнездами под шипы, последние можно установить на шиномонтаже). Покупателям шипованных шин стоит знать, что шипы могут быть установлены как на заводе, так и самим их продавцом (оптовым или розничным). К заводскому варианту претензий нет, но во втором случае есть вероятность, что шипы самые дешевые, с малым ресурсом и плохой посадкой. Денег при этом часто запрашивают не меньше, чем за заводскую ошиповку. И если качество установленных шипов вызывает сомнения, лучше приобрести шины под ошиповку и установить шипы на каком-либо шиномонтаже, выбрав желаемый тип железных «зубов».
![]() | |
| |
![]() |
Выяснить, где устанавливали шипы – на заводе или на шиномонтаже, можно по типу шипов. Если они цилиндрические (самые дешевые, что выгодно продавцам), вероятнее всего, те их и установили. Цилиндричность определяется с помощью иголки, которую пропускают в гнездо вдоль шипа. Если она беспрепятственно проходит на глубину 7-8 мм, значит, установлен самый простой, цилиндрический шип.
Особенности выбора шипов
Корпуса шипов изготавливаются из разных материалов – стали, алюминиевого сплава или пластика, но на эффективность их работы это мало влияет (облегчить шипы стремятся потому, что более легкие меньше «выедают» асфальт и крепче держатся в гнездах). Пластмассовые шипы по прочности не уступают металлическим аналогам, но они дороже стальных в 1,5-2 раза.
Более важна конструкция шипа, а точнее, количество фланцев на его корпусе. От этого зависит, насколько надежно он сидит в своем гнезде, а значит, и срок, в течение которого ошипованная шина эффективна. Чем больше фланцев, тем дольше этот период. Выбор типа шипа во многом зависит от стиля вождения. Самые простые и дешевые однофланцевые шипы подойдут тем, кто предпочитает спокойную, размеренную езду без резких ускорений, замедлений и длительного движения на высоких скоростях. При частом буксовании, торможении с блокировкой колес, разворотах с заносом однофланцевые шипы быстрее вылетают из гнезд.
![]() | |
| |
![]() |
Более дорогие двух- и трехфланцевые шипы лучше противостоят боковым нагрузкам, выламывающим их из гнезд, поскольку пояса-фланцы препятствуют их расшатыванию. Кроме того, фланцы служат защитным барьером от грязи и песка, которые, попадая в посадочное отверстие, в качестве абразива «помогают» разбивать его во время работы шипа.
![]() | |||||||
| |||||||
![]() |
Шипы также могут отличаться формой сечения твердосплавного сердечника – круглый, квадратный и в форме усеченного овала. Но «квадратные» и «усеченные» в розницу не продают.
Как устанавливать прошлогоднюю шину?
После установки шипованных шин их на протяжении 500 км нужно обкатать в режиме спокойной езды.
Ошипованную шину с ненаправленным рисунком протектора нужно установить так, чтобы она вращалась в ту же сторону, что и в прошлом году. Обусловлено это тем, что край установочного отверстия шипа во время его работы сминается только с одной стороны. Если изменить направление вращения колеса, шип начнет деформировать противоположный край, отверстие увеличится, шип получит дополнительную свободу и, расшатавшись, очень скоро выпадет.
![]() | |
| |
![]() |
Станут ли шипы в шины, где они не предусмотрены?
Шипы должны быть установлены в несколько рядов, чтобы не «выгребать» единую канавку. В противном случае эффект от ошиповки будет минимальным. | При установке шипованных шин сзади авто нужна специальная наклейка, информирующая водителей едущих сзади машин об уменьшенном тормозном пути на скользкой дороге. |
Сегодня, когда существует несколько типов зимних шин, осуществить данную операцию практически невозможно. Дело в том, что в блоках протектора нешипованных зимних шин ламели нарезаны очень плотно, а для установки шипа вокруг его гнезда в радиусе не менее 6 мм шашка протектора должна быть цельной – без углублений и ламелей. В летние шины устанавливать шипы нецелесообразно, так как эта резина на морозе дубеет, не способна эффективно работать на снегу, да и на льду шипы без ламелей вряд ли обеспечат высокую эффективность.
![]() | |
| |
![]() |
Если же удастся найти обычные шины, в которые можно установить шипы, следует знать несколько особенностей этой операции. Для большей эффективности шипы располагают в несколько рядов (12–16). Сверлить отверстия необходимо трехперьевым сверлом при 15–20 тыс. об/мин). Размеры шипа должны точно соответствовать величине отверстия в резине. Наиболее распространены шипы диаметром 8 мм (диаметр отверстия 3,2-3,5 мм) и длиной 11 мм (глубина посадочного отверстия 10 мм), хотя встречаются шипы длиной 10 мм.
Новые шипы вместо выпавших?
Шипы со специальной формой сердечника и корпуса могут правильно установить только в заводских условиях, где есть специальные роботизированные станки. На шиномонтажах такого оборудования нет. |
В изношенном протекторе остаточная высота шипов мала, поэтому новый шип на их место нормально не станет.
Стоит ли вместо выпавших шипов устанавливать новые – вопрос довольно интересный. Новый шип в старом гнезде больше выступает из протектора, а если его посадочное гнездо сильно изношено, он очень быстро выпадет. Но если износ высоты протектора небольшой, то уменьшить вероятность потери нового шипа можно путем правильного его подбора. В «бэушную» годичную резину с разбитыми гнездами лучше всего устанавливать двухфланцевые шипы с утолщенной верхней частью. И еще один важный момент – перед установкой нового шипа гнездо под него следует тщательно очистить от грязи. В противном случае шип нормально не станет на место, а грязь как абразив ускорит износ гнезда и потерю шипа.
![]() | |
| |
![]() |