X

Качество тормозной жидкости: Измеряем безопасность

Безопасность движущегося автомобиля зависит от множества факторов, в том числе от качества тормозной жидкости. Ее работоспособность можно определить портативными приборами.

Безопасность движущегося автомобиля зависит от множества факторов, в том числе от качества тормозной жидкости. Ее работоспособность можно определить портативными приборами.

Безопасность движущегося автомобиля зависит от множества факторов, в том числе от качества тормозной жидкости. Ее работоспособность можно определить портативными приборами.

Рачительные автовладельцы следят, в первую очередь, за уровнем и периодичностью замены моторного (реже – трансмиссионного) масла. О «тормозухе», как правило, вспоминают нечасто. Ну, есть что-то в неприметном бачке под капотом – и ладно!

Между тем, тормозная жидкость (ТЖ) весьма капризна: она склонна активно впитывать влагу из воздуха. Уже при содержании в ней около 3,5% воды температура кипения ТЖ заметно снижается, что может привести к отказу тормозной системы автомобиля (в жару или при интенсивных торможениях). Процесс абсорбции влаги происходит в основном через уплотнительные манжеты, сальники тормозной системы, а также систему «вентиляции» бачка.

Влажность ТЖ желательно контролировать не только в процессе эксплуатации машины, но даже при покупке новой. В последнем случае ухудшение свойств залитой в бачок изначально качественной ТЖ возможно, например, из-за длительного предпродажного хранения авто.

Суровая реальность

Для проверки вышесказанного мы решили провести эксперимент: выборочно оценили состояние тормозной жидкости нескольких, в том числе редакционных, автомобилей. Машины выбрали очень разные – одни обслуживаются на фирменных СТО, другие – на обычных, третьими занимается постоянный мастер, владельцы четвертых сами следят за машиной.

В ходе проверки использовали два мобильных прибора – диагностический тестер-«карандаш» Easychek и универсальный измеритель Brake Fluid Tester.

Оба позволяют быстро определить в тормозной жидкости содержание влаги – по величине электропроводности. Чем выше электропроводность, тем больший процент воды содержит «тормозуха», а значит, тем она хуже.

Результаты нашей проверки оказались неутешительными – тормозная жидкость в большинстве исследованных машин была не в лучшем состоянии (см. табл. 1).

Информация о том, что «тормозуху» необходимо заменить, стала полной неожиданностью не только для автовладельцев, которые всячески экономили на техобслуживании и даже не помнили, когда в последний раз меняли ТЖ, но и для хозяев новых машин.

Наш эксперимент подтвердил, что следует соблюдать не только сроки замены ТЖ, рекомендованные автопроизводителями (не реже одного раза в два-три года), но и периодически контролировать ее качество. Так, даже если под рукой нет прибора экспресс-контроля, об ухудшении свойств ТЖ, например, вследствие загрязнения, можно косвенно судить по существенному изменению цвета (потемнению) жидкости.

Правовое поле

К сожалению, в Украине процедура эксплуатационной проверки автомобильных ТЖ не оговорена в нормативных документах.

На сегодняшний день существуют только устаревшие ГОСТы и ДСТУ, регламентирующие качество некоторых типов жидкостей, таких как «БСК», «Нева», «Томь», «Роса». За рубежом параметры тормозных жидкостей определяются по стандартам DOT (см. табл. 2). Отечественные производители негласно ориентируются на основные параметры этих стандартов.

Контроль отсутствует

Мы обзвонили несколько столичных СТО, чтобы узнать, производится ли приборный контроль качества ТЖ при плановом техобслуживании или ремонте автомобилей. К сожалению, ответ был отрицательным. Это неудивительно, поскольку такая процедура не предусмотрена автопроизводителями. И все же полученные при таких проверках данные иногда могли бы учитываться при расследовании ДТП (что особенно актуально с введением страхования ОСГПО).

При криминалистических экспертизах приборный экспресс-контроль тормозной жидкости аварийных авто также не производится, возможен лишь ее лабораторно- химический анализ.

 МНЕНИЕ  

Михаил Чемерис
Технический консультант фирмы ООО «Камион Оил»

Создать универсальный прибор, обеспечивающий точный анализ тормозных жидкостей всех марок, практически невозможно из-за разных рецептурных составов, применяемых производителями ТЖ. Вследствие этого при проверке даже новой качественной жидкости возможны искажения результатов.

Получить абсолютно достоверные данные можно, определив реальную температуру кипения взятого образца ТЖ. Такая проверка, как правило, осуществима только в лабораторных условиях.

 Цифровой экспресс-анализ

Прибор Brake Fluid Tester отображает состояние ТЖ как по цвету индикаторов – «годен», «негоден», «допустимо», так и более точно – в цифровом виде. В последнем случае перед измерением в прибор вводится специальный VС-код, в котором зашифрованы параметры «сухой» жидкости конкретного производителя. Этот параметр (четырехзначное число) у импортных тормозных жидкостей может быть указан на их упаковке или в сертификате качества.

 Проверка на «цвет»

Easychek диагностирует ТЖ и дает дискретную оценку: «годен» – «допускается» – «не годен». О результате проверки информируют светодиоды разного цвета. Зеленый цвет означает, что жидкость «сухая» (содержание воды не превышает 1,5%,), желтый – увлажненная (или загрязненная), но еще допустимая к использованию (содержание воды 1,5…3,0%), красный свидетельствует о наличии «мокрой» ТЖ, с содержанием воды более 3,5%. В последнем случае согласно стандартам DOT жидкость не обеспечивает надежную работу тормозной системы и подлежит замене.

 Табл. 1. Результаты проверки «влажности» тормозной жидкости некоторых автомобилей
Марка авто, год выпускаКласс ТЖСрок экспл. ТЖ, мес.Цвет индикатора*Состояние ТЖ
ВАЗ-2106, 1989DOT 46желтыйудовлетворительное
Daewoо Lanos, 2003DOT 418красныйнепригодна
Opel Ascona, 1987DOT 448красныйнепригодна
Porsсhe, 1986DOT 46красныйнепригодна
Volvo, 2004DOT 418желтыйудовлетворительное
Subaru, 2004DOT 418зеленыйхорошее
Nissan, 2003DOT 430красныйнепригодна
Mitsubishi, 2003DOT 430зеленыйхорошее
Ford Focus, 2005DOT 47красныйнепригодна
Ford Sierra, 1986DOT 49желтыйудовлетворительное

 Табл. 2. Характеристики тормозных жидкостей
Нормативные стандартыDOT 3DOT 4DOT 5SAE J 1703
Минимальная температура кипения сухой жидкости, °С205230260205
Минимальная темп. кипения при влажности 3,5%, °С140155180140
Вязкость при –40°С, мм2/с150018009001800

Владимир Корницкий
Фото автора и Владислава Бойко

Редакция благодарит ООО «Камион Оил» и магазин «Лада-Центр» за помощь в подготовке материала