
Чем отличается проверка токсичности отработавших газов по ГОСТам от аналогичной процедуры по Евро 2, 3 и т. д.?
Чем отличается проверка токсичности отработавших газов по ГОСТам от аналогичной процедуры по Евро 2, 3 и т. д.?

 |
Чем отличается проверка токсичности отработавших газов по ГОСТам от аналогичной процедуры по Евро 2, 3 и т. д.? Виталий, Одесская обл. |
|
 |
Правилами ЕЭК ООН, которые регламентируют нормы Евро, предусматривается определение токсичности ДВС не на стоящей машине, как по ГОСТам, а в режиме «условного движения» – автомобиль стоит на стенде с вращающимися барабанами. Для имитации различных условий движения – разгона, преодоления подъема и т. д., барабаны подключены к электродвигателям, которые создают тормозное усилие. Нормы токсичности зависят от объема двигателя, марки и типа используемого топлива, а также от категории ТС (массы и числа мест.) Евро 2 устанавливают значительно меньший уровень вредных выбросов, чем допускается нашими ГОСТами. Существенным отличием норм Евро от ГОСТов является то, что нормируется не относительное (процентное) содержание вредных веществ в выхлопе, а их масса (т. е. абсолютное количество). Она измеряется: для легковых автомобилей – в г/км, для грузовых машин и автобусов – в г/(кВт.ч).
Способы определения токсичности тоже разные: так, по ГОСТам используется инфракрасный метод измерения. Правилами ЕЭК ООН предусмотрен метод пламенно-ионизационного дожигания. Данная процедура требует значительных временных затрат и применения сложного и дорогостоящего оборудования. Так, стоимость диагностического комплекта аппаратуры для проверки норм Евро 2 достигает нескольких миллионов грн., а Евро 4 – десятков миллионов грн.
Проведение испытаний тоже имеет свои особенности. Например, введено понятие «ездовой цикл», который для имитации движения автомобиля, кроме привычного «городского», включает и «загородный» участок. Максимальная «скорость» для последнего в зависимости от мощности мотора составляет 90 – 120 км/ч, время испытаний – 20,3 мин, длина условного пути – 11, 007 км.
Следует отметить, что нормы Евро выполнимы лишь при условии применения в ДВС качественного топлива, параметры которого регламентированы Правилами ЕЭК ООН. При использовании топлива, не соответствующего этим требованиям, уложиться в нормы токсичности не смогут даже автомобили наиболее совершенной конструкции.
![]() | Нормы токсичности Евро 2 для ТС категорий M 1 и N 1* |
| | СО (г/км) | СН+NOx (г/км) | Тверд. частицы (г/км или ч.млн.-1) | Испарения (г+исп.) | | бензин | дизель | бензин | дизель | бензин | дизель | бензин | дизель | | 2, 20 | 1, 00 | 0, 50 | 0,70 | – | 0, 08 | 2, 0 | – | *Для бензиновых (М1) и дизельных (N1) автомобилей вместительностью до 6 пассажиров и массой 1,0 – 2,5 т |
|
Подготовили Юрий Дацык, Владимир Корницкий, Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит ДП Державтотранс НДI Проект за помощь в подготовке материала