-871x572-c-default.jpg)
Газовые секреты
При нынешних ценах на бензин автовладельцы все чаще задумываются о переходе на более дешевое голубое топливо. Однако рост популярности ГБО не прибавил профессионализма многим его установщикам, поэтому автомобилистам просто необходимо знать некоторые тонкости установки и эксплуатации данного оборудования.
При нынешних ценах на бензин автовладельцы все чаще задумываются о переходе на более дешевое голубое топливо. Однако рост популярности ГБО не прибавил профессионализма многим его установщикам, поэтому автомобилистам просто необходимо знать некоторые тонкости установки и эксплуатации данного оборудования.
Газобаллонное оборудование в Украине эксплуатируют не один десяток лет. Неоспоримый факт: езда на газе позволяет серьезно снизить расходы на топливо. Однако у ГБО есть не только сторонники, но и противники. Мы попробовали выяснить причины такой полярности мнений, опросив как недовольных этим оборудованием, так и тех, кто успешно использует его уже много лет. Оказывается, многих проблем с ГБО можно избежать, если бы сами автовладельцы не забывали о том, что их машина оснащена дополнительной системой питания, которая тоже требует обслуживания и может вносить свои коррективы в работу других систем и механизмов двигателя. С другой стороны, число недовольных увеличивается «с легкой руки» самих установщиков этого оборудования. Но мы говорим не о тех специалистах, которые много лет занимаются установкой и обслуживанием газовых систем питания, а о «мастерах», для которых этот вид бизнеса является временным или актуальным только в периоды скачков цен на бензин. Неумелое оснащение машины газобаллонным оборудованием – главная причина снижения его «репутации». Вот почему к выбору места установки ГБО следует подходить очень ответственно. А затем желательно проконтролировать действия специалистов. Но для этого нужно знать не только правила установки, но и эксплуатации. Об этом сегодня и пойдет речь.
Компоновка/сборка
Вопрос компоновки элементов ГБО очень важен, так как от правильности установки форсунок, электронного блока управления зависят эффективность и точность работы системы. Например, газовые форсунки должны располагаться максимально близко к штуцерам, врезанным во впускной коллектор (длина патрубков 3–10 см). Обусловлено это тем, что момент «впрыска» газа привязан к моменту впрыска бензина, который подается в начале фазы открытия впускных клапанов. Если форсунки установлены далеко от впускного коллектора, то впрыскиваемому газу нужно будет пройти большой путь до впускного коллектора. Поэтому к впускным клапанам он попадет с опозданием, и из-за их закрытия дозированная порция проникнет в камеру сгорания не в полном объеме. Из впускного коллектора газ, конечно, не уйдет, однако такая схема его подачи ухудшает отзывчивость мотора при необходимости резких ускорений, что, в конечном итоге, сказывается не только на динамике, но и на расходе газа.
Чип-тюнинг
Чтобы минимизировать проблемы из-за догорания газо-воздушной смеси в выпускном тракте, а также частично восстановить мощностные характеристики бензинового двигателя при работе на газе, практикуется несколько вариантов доработки. Их цель – увеличить угол опережения зажигания под иные, чем у бензина, характеристики сгорания сжиженного газа (пропан-бутана) с более высоким октановым числом (105; у «массовых» бензинов – до 98-ми). Для изменения угла опережения зажигания в инжекторных системах питания выполняют чип-тюнинг (хотя при работе на бензине ухудшаются характеристики и повышается склонность к детонации), а также устанавливают специальное электронное устройство – вариатор (300–600 грн.) или двухпрограммный (для газа и бензина) ЭБУ семейства «Январь», который адаптируется и для некоторых иномарок (от 3000 грн. с датчиками).
![]() | ![]() |
Как избавиться от запаха газа в авто?
При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов для LPG-газа запаха газа не должно быть. Если запах появился сразу же после монтажа ГБО и его установщики не могут решить проблему, это говорит о низком уровне их квалификации или желании больше заработать, «сэкономив» на покупке специальных шлангов. Запах газа из выхлопной трубы может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.
![]() | Места соединения шлангов проверяют с помощью мыльного раствора. |
Тепловой режим
При установке ГБО важно знать, что обычные двигатели рассчитаны на характеристики сгорания в цилиндрах бензо-воздушной смеси. Время сгорания пропан-бутановой газо-воздушной смеси с октановым числом 105 больше, чем у бензинов (октановое число 80, 92, 95, 98). Поэтому процесс горения в некоторых режимах продолжается даже при открытии выпускного клапана. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, да и лямбда-зонд и катализатор перегреваются. При обычных режимах езды запаса жаропрочности этих деталей хватает, но у активных водителей, раскручивающих мотор выше 4000 об/мин, эти детали и узлы нагреваются сильнее. Особенно страдают седла клапанов. Их рабочие кромки настолько перегреваются, что при дальнейшем контакте с клапаном интенсивно изнашиваются. При этом «уходят» тепловые зазоры клапанов, и если их не регулировать в два раза чаще, могут подгореть кромки клапанов и седел, а это влечет снижение компрессии, ухудшение мощностных характеристик. Частично эту проблему решает установка допсистемы (на фото), подающей специальную жидкость во впускной коллектор. Эта жидкость в какой-то степени уменьшает скорость износа седел клапанов. Избавиться от «клапанных проблем» позволяет установка более жаропрочных седел и клапанов. Такие детали выпускают некоторые производители комплектующих для ДВС. Так, компания Kolbenschmidt делает под заказ седла клапанов из специального жаростойкого материала. Правда, стоят они на 50% дороже, чем обычные.
ГБО для агрессивной езды
Как мы уже говорили, время горения газа больше, чем бензина, поэтому в определенных режимах работы (при агрессивной езде на высоких оборотах) даже после чип-тюнинга и других способов изменения угла опережения зажигания высока вероятность перегрева некоторых деталей двигателя (клапанов и их седел, поршней и их колец и др.). Чтобы избежать этого, некоторые производители газобаллонного оборудования (например, Zenit и KING) предусматривают алгоритм работы, когда при раскручивании мотора до оборотов выше 4000 об/мин происходит автоматическое переключение для работы на бензине. Возможен также вариант постоянной работы бензиновых форсунок, когда они подают 10–15% изначального объема топлива. Остальной объем компенсируется подачей газа.
Свечи зажигания
Газовоздушная смесь отличается более высоким напряжением пробоя, чем бензовоздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Такие есть в ассортименте Bosch, Brisk, NGK. У них уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы центрального электрода или другое калильное число (большее, т. е. они более «холодные»). Два последних фактора компенсируют более высокую температуру в цилиндрах при сгорании газа. Компания Denso для работы на газе рекомендует иридиевые свечи с 0,4-миллиметровым центральным электродом, который обеспечивает пониженное напряжение пробоя межэлектродного зазора (на фото спава).
![]() | ![]() |
Компетентное мнение
Юрий Черниховский Директор СТО «Арника-Автотема». Стаж работы с ГБО – 12 лет Желающим оснастить свою машину ГБО стоит внимательно изучить вопрос о месте его расположения в вашем авто. Хотя квалификация основной массы установщиков ГБО за последний год подросла, однако говорить о полной компетентности специалистов в этой области еще рано. Во избежание проблем проштудируйте литературу по теме ГБО для автомобилей, чтобы в ходе общения с установщиками вы смогли оценить степень их компетентности. Если вас что-то смущает, ищите других специалистов. Помочь в этом могут и интернет-форумы, где делятся впечатлениями по монтажу данного оборудования и дают отзывы о работе мастерских.
Роман Матвеев Директор СТО «Мотор-Газ». Стаж работы с ГБО – 7 лет Если вы решили установить ГБО на ваш автомобиль, не поленитесь до этого посетить СТО, чтобы оценить уровень сервиса и квалификацию установщиков. Узнайте, где они обучались, есть ли у них соответствующие сертификаты. Пообщайтесь с клиентами, которые здесь обслуживаются. Почитайте отзывы в Интернете. Ведь главное, кто и как поставит ГБО, а само оборудование уже играет второстепенную роль.
С отсекателем или без
При установке ГБО мастера иногда предлагают заблокировать работу отсекателя, который при заправке перекрывает подачу газа в баллон, обеспечивая тем самым наличие газообразной фракции (до 20%). Этот объем компенсирует увеличение объема газа при перепадах температур – от низкой до высокой (например, заправились ночью в холодную погоду, а на следующий день началась жара), а также исключает разрыв баллона в случае ДТП, когда он может деформироваться при наезде сзади. Отметим, что устранение отсекателя и подгибание поплавка в баллоне (для большей вместительности) становятся причиной поломки редукторов, которые не выдерживают повышенного давления газа. Был даже случай разрыва баллона (на фото). Так что отказываться от отсекателя и соглашаться на чрезмерное подгибание поплавка не стоит. Баллон также следует оснащать предохранительным клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.). В месте установки баллона должно быть предусмотрено вентиляционное окно (окна), исключающее попадание газа в салон.