Срок гарантии на новые автомобили в Украине становится все более длительным. Но это не всегда означает, что она предоставляется на все детали авто. Кроме того, неосторожный владелец может потерять право на гарантию почти сразу после покупки машины.
Срок гарантии на новые автомобили в Украине становится все более длительным. Но это не всегда означает, что она предоставляется на все детали авто. Кроме того, неосторожный владелец может потерять право на гарантию почти сразу после покупки машины.
Срок гарантии на новые автомобили в Украине становится все более длительным. Но это не всегда означает, что она предоставляется на все детали авто. Кроме того, неосторожный владелец может потерять право на гарантию почти сразу после покупки машины. |
Срок гарантии не всегда прямо свидетельствует о надежности конкретного автомобиля. Нередко он устанавливается в зависимости от готовности сервисной сети обслуживать машину. К тому же это маркетинговый ход – при прочих равных условиях срок гарантии на авто расценивается покупателем как дополнительное преимущество (см. опрос «АЦ»).
Без гарантии нельзя
Производитель любого товара, в том числе автомобиля, обязан обеспечить его нормальную работу на протяжении гарантийного срока, который устанавливается законодательно или договором. Об этом гласит ст. 13. Закона «О защите прав потребителей». Документ, согласно которому производится гарантийный ремонт, – «Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров», утвержденный постановлением КМУ № 506 от 11.04.2002 г. Гарантию на машину обязан обеспечить продавец, который в сделке купли-продажи выступает от имени автопроизводителя. Законодательством определено, что срок гарантии на товар должен составлять шесть месяцев, если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем. Более длительный срок гарантии устанавливается дополнительным соглашением, которым является договор купли-продажи, гарантийная или сервисная книжка.
Что гарантируют?
В течение гарантийного срока производитель обязан обеспечить нормальную работу комплектующих, из которых состоит автомобиль. Но на практике дилеры могут разделять гарантийный срок на несколько периодов (например, на «заводскую» гарантию и «дилерскую», или «дополнительную»), при этом обеспечивать беспроблемность работы всех узлов только в первый год после покупки машины. Так, в связи с плохим состоянием отечественных дорог многие продавцы «отвечают» за исправность амортизаторов только в течение первого года эксплуатации. С перечнем деталей, на которые вообще не распространяется гарантия, следует ознакомиться перед покупкой автомобиля в салоне (данный список приведен в гарантийной или сервисной книжке). Как правило, это расходники, подлежащие замене при очередном ТО, резинотехнические материалы и детали, подвергающиеся естественному износу, а также дополнительное оборудование. На ряд узлов и агрегатов общая гарантия может не распространяться, для некоторых ее объемы или сроки меньше, чем на весь автомобиль в целом. Для деталей, подверженных естественному износу, она может быть частичной. Например, при выходе из строя аккумулятора в первый год гарантии один из дилеров японских марок возместит 100% его стоимости, на второй год – 50%, а на третий – только 25%.
Ответственность за исправность некоторых компонентов, устанавливаемых на новую машину (например, шин, магнитол и другого дополнительного оборудования), автопроизводитель может включать в общую гарантию или переложить на изготовителя данного товара. В последнем случае дилер при необходимости помогает урегулировать вопрос о гарантийных обязательствах с местным представителем производителя данного узла или детали.
Заменят детали, но не автомобиль
Если в машине отказали какие-либо узлы, согласно Закону «О правах потребителя» ее владелец может по своему усмотрению требовать от продавца или производителя устранения поломок, замены машины на аналогичную, снижения цены или возврата денег. На практике же дилеры обеспечивают только замену бракованных деталей, а добиться обмена автомобиля или возврата денег очень тяжело (хотя такое в нашей стране уже случалось). Так, обычно в сервисной книжке нового авто указано, что продавец обязуется отремонтировать или заменить неисправные части, если причиной их выхода из строя стало использование некачественных материалов при производстве этой машины либо нарушение технологии производства.
Несколько лет назад гарантийное обслуживание авто зачастую производил только продавший его, а сегодня ситуация изменилась. Если автомобиль куплен у официального дилера, владельцы некоторых марок могут обслуживать их или требовать замены бракованной детали у любого официального представителя этой марки в своем либо другом регионе. Более того, на многие авто предоставляется так называемая всеевропейская гарантия. То есть украинский владелец машины может обратиться в официальный сервис одной из европейских стран, где ему при наличии сервисной книжки не должны отказать в бесплатном ремонте.
Кроме общей, многие автопроизводители предоставляют отдельную гарантию от сквозной коррозии и на лакокрасочное покрытие. Обычно ее сроки зависят от качества и антикоррозионной защиты стали, а также технологий нанесения покрытия. Если данный вид обязательств в сервисной книжке отдельно не указан, то его срок соответствует общему гарантийному периоду. Но для того, чтобы добиться замены насквозь проржавевшего крыла, владельцу машины надо доказать дилеру, что он соблюдал определенные условия. Например, производители отечественных автомобилей требуют, чтобы были установлены подкрылки, а кузов в определенных местах обработан антикоррозионными и антигравийными материалами.
Как сохранить гарантию
Чтобы не потерять право на гарантию, владельцу автомобиля приходится выполнять определенные условия. В их числе – своевременное и в полном объеме прохождение планового технического обслуживания только у официального дилера. Эти работы проводятся за счет хозяина машины (оплачивается также стоимость расходных материалов, рекомендованных производителем). Владелец должен проследить, чтобы запись о проведении ТО была внесена в сервисную или гарантийную книжку. Кроме того, он обязан соблюдать требования руководства по эксплуатации, а также как можно скорее сообщать дилеру о возникших неисправностях (при игнорировании последнего требования машину могут снять с гарантии в целом).
Если во время срока эксплуатации в авто выявлены «существенные недостатки, допущенные по вине завода-изготовителя» (цитата из Закона Украины «О защите прав потребителей»), то потребитель вправе требовать их устранения и после истечения срока гарантии. Что подразумевается под термином «существенные недостатки», скорее всего, должен определить эксперт или суд (поскольку дилер вряд ли сочтет какую-либо неисправность подпадающей под данное определение). А вот срок эксплуатации определен законодательно – если этот период не указан в инструкции по эксплуатации, то он составляет 10 лет.
| |
Парадоксы | |
| |
Случаи снятия автомобиля с гарантии* |
|
Сроки гарантии на некоторые автомобили в Украине |
|