X

Безопасность за рулем зимой. Полезные советы

Дорога требует от нас внимания и аккуратности в любой период, но зима добавляет своих нюансов. Давайте вспомним о них, чтобы не столкнуться с неожиданными сюрпризами в самый неподходящий момент.

Одежда

Современный автомобиль может обеспечить водителю и пассажирам комфортный микроклимат при любых условиях. Но нужно помнить, что одна из главных угроз для безопасности в холодное время года – это зимняя одежда на водителе. Рассмотрим, что именно из гардероба может стать проблемой при вождении.

 Куртка 

Ее лучше вообще снять – особенно если это пуховик. Во-первых, объемная одежда (даже не обязательно тяжелая) негативно влияет на точность руления – рукам приходится преодолевать сопротивление ткани, набивки и подкладки. Во-вторых, это значительно препятствует корректной работе ремня безопасности. Тело фиксируется значительно хуже, и в случае ДТП дополнительные «свободные» сантиметры будут способствовать действию еще большей кинетической энергии (а ведь именно вследствие этого может получить травмы даже пристегнутый человек). Условно говоря, по этой же причине рекомендуется раздеваться и пассажирам. В-третьих, когда тело водителя из-за объемной одежды не идеально контактирует с деталями автомобиля (его сиденья), ему труднее определить, что с машиной что-то не так (срыв в занос, пробуксовка, юз колес и т.д.).

 Обувь 

Зимние ботинки, сапоги, утепленные туфли, если они очень жесткие или с толстой подошвой, также могут плохо повлиять на реакцию водителя, усложняется восприятие им отдачи от педалей. Поэтому эксперты по безопасному вождению рекомендуют зимой держать в машине сменную пару обуви – нетяжелую и с мягкой тонкой подошвой.

 Шапка 

В закрытом отапливаемом салоне даже в легкий мороз шапка водителю не нужна. Съезжая на глаза, она может ограничить обзор, мешать слушать двигатель и сигналы других участников движения, да и попросту раздражать лишним теплом.

 Перчатки 

Аксессуар, ставший рудиментом еще в эпоху старушки «Победы». Любые перчатки, кроме специальных гоночных, мешают управлять автомобилем – скользят по рулю, проворачиваются на пальцах и тыльной стороне ладони, приглушают обратные реакции от колес… Простейшие требования к выбору сугубо автомобильных перчаток: небольшая толщина, правильно подобранный размер и нескользкое покрытие с внутренней стороны ладоней.

Зима и ночь

Понятие зимы и темноты связаны практически неразрывно: день короче ночи, и большинство поездок приходится на темное время суток. Поэтому накануне зимы сделайте ревизию светотехники, а при езде придерживайтесь нескольких правил.

 Начисто 

Все должно быть чистым – стекла салона (изнутри и снаружи), фары, фонари, зеркала. Иначе блики и зайчики не дадут вам нормально смотреть на дорогу, а светотехника не будет исполнять своих функций.

 100% света 

Возьмите за правило – не ездить даже с одной негорящей лампочкой. Ведь вы не можете знать, когда потухнет вторая, симметричная ей. В случае, если погаснет какой-либо осветительный прибор, немедленно отправляйтесь на СТО. Советуем не прельщаться благосклонностью ПДД, разрешающих движение с негорящей правой фарой: она очень нужна, чтобы не съехать с дороги, привязываясь к обочине, и видеть идущих вдоль нее пешеходов.

 Скорость 

Помимо того, что сбавлять темп заставляет сама матушка-зима, свою, еще более строгую, планку устанавливает ночь. Скорость должна быть такой, чтобы автомобиль можно было остановить в пределах дистанции, освещаемой фарами. Самые осторожные эксперты рекомендуют на ближнем свете ехать не более 55-60 км/ч, на дальнем – 70-80 км/ч.

 Ослепление 

В нашу эпоху отмененного техосмотра и кустарного ксенона совсем несложно «поймать зайчик» от слепящего света в зеркале или за лобовым стеклом. Не тормозите и ни в коем случае не крутите руль, не меняйте полосы, включите аварийку и замедлите ход, дожидаясь, пока глазам вернется способность нормально видеть.

Устал? Отдохни!

Зима усложняет труд водителя, требуя больше сил. Бывалые шоферы еще помнят времена, когда слоган «Устал? Отдохни!» писали на бортах грузовиков, в отличие от современных модных наклеек. И не зря: небольшой отдых добавляет сил водителю на пару часов. А вот с некоторыми традиционными приемами взбадривания нужно быть осмотрительнее.

 Кофе 

Ароматный напиток, по мнению экспертов, – всего лишь обманный маневр: получив мощный заряд бодрости на короткий период, водитель может вскоре «выключится» из-за вновь навалившейся усталости, которая наступит с удвоенной силой.

 Еда 

Наедаться в дорогу – дурной тон: процесс переваривания пищи провоцирует сонливость. Но не все знают, что распространенный совет перебивать сон мелким перекусом на деле очень коварен. Ведь таким образом можно незаметно наполнить желудок и оказаться в полусонном состоянии.

 Поза 

Расслабленное положение полулежа в сиденье с отклоненной спинкой – отнюдь не способ продлить работоспособность в дороге. Наоборот: уловив такое состояние тела, спинной мозг посылает головному информацию о наметившейся релаксации – и человек начинает засыпать.

 Температура 

Неправда, что холод в салоне убережет от усталости и сонливости. Температура должна быть комфортной: 17–22°С. Жара в салоне автомобиля действительно замедляет реакции организма, но и чрезмерная прохлада ему также не на пользу, поскольку телу потребуется дополнительная энергия на борьбу с холодом.

 Попутчики 

Большая команда пассажиров – еще не способ отогнать сонливость. Как минимум один из них должен не спать, поддерживая интересную беседу с водителем, который в таком случае уж точно не заснет.

 Сон 

Короткий сон и вправду быстро восстанавливает работоспособность человека за рулем. Одной его небольшой фазы (порядка 15–25 минут) обычно бывает достаточно, чтобы мозг отдохнул и водитель снова пришел в норму. Поэтому при первых признаках усталости лучше всего сделать остановку и поспать.

Фото из архива редакции