Спрос на услуги шиномонтажа сезонный – сейчас как раз его пик. Но шиномонтаж без балансировки невозможен. Что же предлагают автомобилистам производители балансировочных стендов и дополнительного оборудования для устранения дисбаланса?
Спрос на услуги шиномонтажа сезонный – сейчас как раз его пик. Но шиномонтаж без балансировки невозможен. Что же предлагают автомобилистам производители балансировочных стендов и дополнительного оборудования для устранения дисбаланса?
Спрос на услуги шиномонтажа сезонный – сейчас как раз его пик. Но шиномонтаж без балансировки невозможен. Что же предлагают автомобилистам производители балансировочных стендов и дополнительного оборудования для устранения дисбаланса? |
Решением проблемы могут стать специализированные автоматические установки для мойки колес. Такой аппарат представляет собой герметично закрывающийся бункер, в который помещается колесо, удерживаемое в вертикальном положении на роликах и с помощью боковых поддержек. Другая часть установки – накопительная емкость для воды (300 л) и гранулированного пластика (25 кг) – находится непосредственно под бункером.
Метод очистки заключается в обработке загрязненной поверхности колеса струей воды, подающейся вместе с эластичными пластиковыми гранулами через подвижные распылители под высоким давлением. В процессе обработки колесо равномерно проворачивается на роликах. Гранулы удаляют наслоившуюся грязь, не повреждая поверхности колеса.
Цикл обработки обычно не превышает двух минут. От оператора требуется лишь установить колесо в бункер, задать с помощью пульта управления моечный цикл в зависимости от размеров колеса и степени его загрязнения, и через две минуты по сигналу автоматики достать чистое и подсушенное колесо. Заметим, что такой способ очистки запатентован шведской фирмой Drester.
Наука балансировки
Вибрация при дисбалансе колеса автомобиля, едущего на высокой скорости, равносильна ударам молотка по диску и подвеске. А потому проверка и устранение дисбаланса колес – одна из обязательных операций, выполняемая, как правило, через каждые 10 тыс. км пробега, а также при установке новых шин или дисков.
Такой метод как наполнение шины балансировочным порошком или компаундом для устранения дисбаланса колес легковых авто сегодня не очень популярен, так как точность балансировки при этом невысокая. Наиболее распространенный способ выявления и устранения дефектов – балансировка колес на специальном стенде.
Простые и сложные
Конструкция всех балансировочных стендов практически одинакова. Наружная часть представляет собой корпус, на котором размещаются стол для балансировочных грузиков и дисплей на светодиодах или монитор, отображающий результаты балансировки. На стенде есть также устройство ввода геометрических параметров колеса. В боковой части (обычно справа) из корпуса выступает видимый конец вала. На нем с помощью специальных захватов либо универсальных конусов крепят и раскручивают колесо. Другой конец вала соединен с датчиками, которые фиксируют его биение. Полученные данные обрабатываются вычислительным блоком, определяющим необходимую для устранения дисбаланса массу грузика и место его крепления на колесе. Функциональность и возможности стендов различной конструкции зависят от их «начинки».
Самый простой балансировочный стенд – аппарат с ручной раскруткой колеса и механическим приводом (педалью) останова. Оператор вручную вводит исходные данные, сам раскручивает колесо на валу стенда, после чего стенд измеряет величину дисбаланса, отображая показатели на дисплее. Следующий этап – определение массы и места крепления грузика. Стенд указывает массу, которую необходимо закрепить на диске для уравновешивания колеса. Вращая колесо, оператор по показаниям дисплея находит место для крепления грузика.
На моделях посложнее установлены электродвигатель и электротормоз, которые по команде оператора раскручивают и останавливают вал стенда с закрепленным на нем колесом. Версии стендов с защитным кожухом, при приведении последнего в рабочее положение, обеспечивают срабатывание тумблера включения электродвигателя и выполнение измерений, по окончании которых срабатывает система автоматической остановки вала стенда.
Более сложные модели отличаются от предыдущих наличием монитора вместо индикаторов. Монитор в составе шиномонтажного стенда – несомненный плюс, но не следует забывать, что выпускаются и бюджетные модели стендов, «украшенные» монитором, который на точность измерений не влияет.
Важные дополнения
Точность измерений обеспечивается «начинкой» шиномонтажного стенда и надежностью его измерительной системы, а также правильностью установки колеса на валу. Как правило, все балансировочные стенды работают с точностью до 1 или 5 граммов. Схемы установки датчиков измерительных систем у разных производителей отличаются. Наиболее совершенными считаются такие, в которых моделируется виртуальное расположение датчиков симметрично колесу. Подобный эффект достижим при использовании метода измерения колебаний не в месте установки датчиков, а в точках на пересечении проекций оси датчиков и вала стенда. Такой подход снижает влияние погрешности при неправильном центрировании колеса на валу.
В свою очередь, величина погрешности зависит от того, как закреплено колесо на стенде. Лучшее крепление – то, которое полностью имитирует ступицу и крепежные шпильки или болты. Например, специальные или универсальные зажимные устройства. Но на практике как базовое используют центральное отверстие колеса и различные комплекты конусов: для легковых автомобилей, внедорожников, легких грузовиков. Для мотоциклетных и автомобильных колес, в которых нет центрального отверстия, используются специальные планшайбы.
Топ-версии балансировочных стендов осуществляют самоцентрирование колеса на валу, автоматический ввод всех параметров колеса, а система автоматического позиционирования после выполнения цикла измерений (занимает 3 секунды) фиксирует колесо в положении, необходимом для установки грузиков.
Очень важный момент – программное обеспечение стенда. Современные аппараты умеют определять точки для установки грузиков в одной плоскости (для традиционных колес), для установки самоклеящихся грузиков в заданном месте (для колес с легкосплавными дисками) или комбинированного распределения грузиков за спицами, а также выполняют программы «минимизации» и «оптимизации». Незаменимая функция – оптимизация расположения покрышки на диске: оператору указывается такое положение, при котором дисбалансы резины и диска частично компенсируются.
Непременное условие успешной работы сервис-центров по обслуживанию колес и шиномонтажных участков автосервисов – использование современного оборудования и вспомогательных устройств, учитывающих индивидуальные особенности колес.
|