X

Как определить износ тормозных дисков и как продлить им жизнь

Гальмівні диски – незамінна деталь у гальмівних системах сучасних машин. На перший погляд, їхній ресурс не залежить від автовласника, але насправді це не так.

Тормозные диски вместе с колодками – одни из главных элементов тормозных систем, которые в процессе замедления и остановки автомобиля превращают кинетическую энергию движения в тепловую, возникающую в результате трения колодок о диски. Для улучшения теплоотвода, а значит, и повышения эффективности торможения используют диски с системой вентиляции в виде внутренних каналов (вентилируемые) или сквозных отверстий перпендикулярно рабочей поверхности (перфорированные). Для улучшения охлаждения дисков воздушным потоком применяют колесные диски со спицами с геометрией пропеллера, воздуховоды в нижней части кузова, передних бамперах и на пыльниках тормозных механизмов, «жабры» в крыльях. Перфорация тормозных дисков также обеспечивает удаление продуктов износа фрикционных накладок из зоны трения.

Перфорация и внутренние вентиляционные каналы улучшают охлаждение диска.

Необходимо помнить, что максимально эффективной тормозная система становится только после приработки тормозных дисков и колодок. Период их обкатки длится примерно 500–1000 км. В это время необходимо избегать резких торможений, чтобы рабочие поверхности диска и колодки притерлись друг к другу.

Чаще всего тормозные диски делают из чугуна, хотя на некоторых спорт-карах они изготовлены из керамики и карбона (углепластика).

Виды и причины неисправностей

Прежде всего – это естественный износ рабочей поверхности из-за трения колодки о диск. Колодка изнашивается быстрее, диск – медленнее. Этот процесс можно несколько ускорить или замедлить за счет стиля вождения.

Необходимость ремонта или замены диска возникает при:деформации диска 1, неравномерной толщине по окружности 2, образовании «буртиков» 3.

Причиной ускоренного износа диска могут быть тормозные колодки с некачественными накладками (другая смесь с большим количеством твердых включений и т. д.)

На левом диске явные следы от металлического основания колодки.

Если при активном вождении с постоянными разгонами-торможениями вы еще и часто ездите по лужам – будьте готовы к возможным деформациям диска и даже появлению микротрещин. Это происходит из-за резкого охлаждения диска, который при торможении может нагреваться до температуры 400–450°С. При деформации деталей в процессе торможения возникают вибрации, а микротрещины со временем могут увеличиться, что приведет к разрушению диска и даже заклиниванию тормозного механизма. Из-за попадания в зазор между трущимися поверхностями грязи, а также крупных включений в накладке колодки на диске появляются канавки. После установки новых колодок с таким диском они прирабатываются дольше. Кстати, симптомом некачественных колодок с крупными твердыми включениями является писк при торможении. Если писк от дисков исходит не в режиме торможения, а на малых скоростях, значит, в результате износа диска образовался буртик, который задевает край колодки.

Признаки неполадок

  • Повышенная вибрация, рывки и посторонние звуки при торможении.
  • Тормоза блокируются при малейшем нажатии на педаль.
  • Уменьшенная ниже определенного предела толщина диска.
  • Металлический скрежет при торможении (металл основания колодки задевает буртик на наружной поверхности предельно изношенного диска).
  • Трещины и сколы на диске, хорошо заметные через отверстия в колесных дисках.

Диагностика

Определить состояние тормозного диска без использования измерительного инструмента достаточно сложно. Так, разница в толщине нового и предельно изношенного диска обычно составляет 1–3 мм, а максимально допустимое биение – и вовсе сотые доли миллиметра (для Lanos – 0,03 мм). Толщину диска обычно измеряют штангенциркулем, причем замер делается в рабочей зоне, а не по наружному буртику.

Замер толщины диска делается в его изношенной части, а не по буртику.

Биение можно определить только специальным приспособлением с индикатором, позволяющим «поймать» даже 0,01 мм. Обе контрольные операции выполняются непосредственно на автомобиле. Иногда для замера толщины приходится снимать защитный пыльник, который ограничивает доступ к диску.

Способы ремонта

Согласно требованиям некоторых автопроизводителей тормозные диски неремонтопригодны. Тем не менее существует оборудование, позволяющее устранить некоторые дефекты, возникающие во время эксплуатации. Так, путем проточки (без демонтажа или после снятия с машины) убираются буртики и канавки, что сокращает процесс притирки новых колодок и повышает эффективность тормозной системы в целом. При проточке снимается минимальный слой материала одновременно с обеих сторон диска. В случае биения эта деталь подлежит только замене. Буртик мастера иногда удаляют при помощи обычного напильника, который прижимают к раскрученному диску (переднеприводные авто для этого вывешивают на подъемнике, запускают двигатель и включают первую передачу). Но рука человека в данной ситуации – не очень надежный инструмент.

Продлеваем ресурс

Существует прямая зависимость между сроками службы тормозных дисков и колодок и стилем вождения. Чем чаще и интенсивнее вы разгоняетесь и тормозите, тем короче пробег до замены. Используя некачественные колодки и «спортивный» стиль езды, можно достичь предельного износа диска всего за 25 тыс. км. При нормальной езде и применении качественных тормозных колодок пробег до замены дисков может составлять 100–150 тыс. км. Особенно недопустим активный стиль вождения с частыми торможениями и разгонами на дорогах с большим числом луж. Регулярно проверяйте состояние тормозных колодок. И если их толщина остается прежней – замерьте толщину диска, так как слишком «износостойкая» накладка стирает его. Возможно, выгоднее будет заменить колодки, изготовленные из неподходящего материала, чем в скором времени ставить новый диск. Поэтому лучше покупать тормозные колодки только у проверенных поставщиков.