Ни один бензиновый двигатель не способен работать без системы зажигания. Ее сердце – катушка зажигания, поэтому если она начинает барахлить, проблемы возникают и в работе двигателя.
Ни один бензиновый двигатель не способен работать без системы зажигания. Ее сердце – катушка зажигания, поэтому если она начинает барахлить, проблемы возникают и в работе двигателя.
Ни один бензиновый двигатель не способен работать без системы зажигания. Ее сердце – катушка зажигания, поэтому если она начинает барахлить, проблемы возникают и в работе двигателя. |
Назначение, конструкция
Конструктивно простейшая катушка состоит из двух обмоток& – первичной низковольтной& 1 (12& В) и вторичной высоковольтной& 2 (20000–35000& В) напряжения, которые намотаны на общий сердечник разомкнутого магнитопровода& 3 (встречаются и с замкнутым). «Первичка» состоит из небольшого числа витков, а вторичная из очень большого числа витков из более тонкой проволоки. Высокое напряжение на выходе получают благодаря магнитному полю в катушке и накоплению электромагнитной энергии. В момент отключения цепи первичной обмотки энергия магнитного поля сердечника индуцирует во вторичной цепи ЭДС (до& 35000& В), которая подается на свечу зажигания для формирования искрового разряда.
Некоторые двигатели оснащаются индивидуальным двойным дистанционным зажиганием, которое снижает риск детонационного сгорания и повышает надежность работы двигателя в целом. Каждый цилиндр такого двигателя оснащен двумя свечами зажигания.
Симптомы неисправностей
Индикатор Check engine загорается при включении зажигания в цилиндрах.
За 300–400 км до поломки мотор запускается без проблем, но после пуска холодного двигателя работать устойчиво начинает только через 1–2 минуты. Потом появляются перебои в работе с одновременными прыжками оборотов в диапазоне 400–1000& об/мин. Перебои сохраняются приблизительно 0,5-1& мин, потом все приходит в норму; | |
при запуске двигателя с одновременным нажатием педали газа в первые секунды мотор «троит» во всем диапазоне оборотов. Стабилизируется только после отпускания и повторного нажатия педали газа; | |
двигатель не запускается из-за отсутствия искры на свечах зажигания; | |
& | при разгоне и переключении передач двигатель работает с перебоями, медленно набирает обороты, появляются вибрации, ухудшается динамика. Все это может происходить кратковременно в течение нескольких секунд, потом мотор работает нормально, динамика разгона стабилизируется. Такое происходит чаще и чаще, а потом при каждом ускорении. |
Ремонт
Катушки зажигания относятся к неремонтопригодным узлам.Конструктивно они схожи, однако найти взаимозаменяемую можно, если искать из такой же по типу системы зажигания. Обусловлено это тем, что параметры катушек в этих системах очень отличаются.
При замене неродной катушки аналог подбирают со схожими параметрами (сопротивление и индуктивность в первичной и вторичной цепях, коэффициент трансформации, сопротивление добавочного резистора), которые не должны отличаться более чем на 20–30%, и конструкцией.
Поломки и их причины
Поломки у катушек зажигания могут быть механическими и электрическими. Первые& – трещины корпуса, возникают в результате механического воздействия или из-за старения под действием больших перепадов температур. Вторые возникают при неправильной эксплуатации системы зажигания и естественном износе.
В некоторых случаях причиной поломки катушки может быть низкокачественный бензин. Прямого контакта катушка с бензином не имеет, но если из-за плохого бензина свеча на какое-то время перестает работать как положено, происходит «пробой» электрического тока на корпус катушки, т. е. механическое повреждение пластикового корпуса катушки, появление трещин или его оплавление. Особенно опасны микротрещины корпуса катушек при влажной погоде (или после мойки автомобиля), когда из-за конденсации влаги на корпусе происходят утечки тока.
Диагностика
В первую очередь катушка осматривается на предмет наличия трещин, прожогов. Один из народных способов контроля работоспособности катушки& – проверка «на искру» при поднесении высоковольтного провода к «массе» на расстояние 5–10 мм. Однако это может привести к поломке прибора. Дело в том, что без специального разрядника можно ошибиться с зазором между плюсом и «массой», а каждый лишний миллиметр& – это дополнительное сопротивление искрового промежутка, что может стать причиной пробоя изоляции катушки. Другая, более распространенная поломка при такой проверке& – выход из строя элементов электронной системы зажигания. Во избежание неприятностей, лучше использовать специальные разрядник или индикатор высокого напряжения. Чтобы избежать удара током, высоковольтный провод необходимо брать в электроизолирующих резиновых перчатках, либо обернув его сухой толстой тряпкой.
Но такие проверки на искру не всегда дают достоверную информацию. Самая точная диагностика катушки производится с помощью осциллографа. Хотя для этого лучше обратиться к специалистам-диагностам с соответствующим оборудованием.
Техобслуживание
После мытья катушки ее необходимо продуть сжатым воздухом.
В первую очередь катушка (модуль) зажигания всегда должна быть чистой. Грязь или вода на ее корпусе могут стать проводниками электричества, поэтому высоковольтный импульс уходит на «массу» не через межэлектродный зазор свечи, а по поверхности катушки. При наличии продуктов окисления и нагара в гнездах катушки их необходимо очистить мелкой шкуркой до блеска. Катушка должна быть хорошо укреплена, так как это не только исключает ее механическое повреждение, но и улучшает отвод тепла.