X

7 правил, как преодолевать бездорожье

Порой удачное преодоление внедорожных участков зависит не столько от системы полного привода, сколько от правильного построения траектории и умения правильно преодолевать препятствия.

Разобраться в том, как это сделать и не повредить авто, нам поможет кроссовер Suzuki Vitara S.

Это первый автомобиль японской компании, который официально (!) продается в Украине с турбированным мотором. И со 140-сильным агрегатом Booster Jet он вполне оправдывает буковку S (Sport) в названии.

Впрочем, шансов оказаться на пересеченной местности у Suzuki Vitara S много. Рассмотрим несколько наиболее типичных препятствий, с которыми может столкнуться владелец, когда захочет подъехать к реке, пробраться через лес или добраться на пикник.

Показатели геометрической проходимости у обычной Vitara и спортивной модификации одинаковые. Дорожный просвет в 185 мм достаточный, чтобы при правильном обращении с машиной ее не повредить.

Маневры

Забираясь в лес даже по нормальной дороге, заранее примечайте места, куда можно вернуться для разворота. Если это делать на небольшом пространстве, то есть риск поцарапать машину ветками деревьев или кустов. Если придется заезжать в траву, то предварительно разведайте, не скрываются ли там крупные камни, пеньки или бревна, которые могут повредить машину. Такие же ловушки могут подстерегать вас в высокой траве на полевых дорожках. Старайтесь осторожно объезжать ямы, корни деревьев и камни, чтобы не повредить элементы рулевого привода, подвески, выхлопной системы и шины. Если не получается, то острые камни уберите с пути или уложите на бок. Ехать лучше по камням с плоскими вершинами, и съезжайте с них очень аккуратно, чтобы резко не сжать подвеску и не удариться днищем.

Косогоры и овраги

Передний свес обычно у автомобиля длиннее, и бампер висит ниже над землей. Чтобы не упереться им в грунт, переезжать рвы и канавы, забираться на насыпи и косогоры, взбираться на брустверы и съезжать с таких крупных неровностей лучше под углом. Так же следует проезжать и пик горки, чтобы не сесть на брюхо. Взбираясь в горку, следует плавно нарастить тягу, но как только машина начнет въезжать на вершину, нужно аккуратно убрать газ, чтобы уменьшить инерцию, иначе она плюхнется на днище. А если надо заехать на бруствер, то следует вставить авто параллельно или под минимально возможным углом к препятствию, затем повернуть руль, упершись колесом в препятствие, и аккуратно добавить газу. Таким образом колесо сразу пойдет вверх и поднимет передний бампер.

Боковой уклон

Сегодня практически все машины не переворачиваются при поперечном крене до 40 градусов. Но страшно становится гораздо раньше. И потому лучше руководствоваться этим ощущением и строить траекторию так, чтобы при риске опрокидывания можно было повернуть колеса в сторону уклона и съехать вниз. Ехать следует по сухой твердой поверхности, чтобы автомобиль не начал сползать.

Брод

Как бы вам ни хотелось с эффектными брызгами и под визг девчонок пролететь по луже, подавите в себе эти порывы. Темные воды могут скрывать неприятные сюрпризы в виде камней, бревен, толстых веток или глубоких ям. Кроме того, довольно сильный удар воды придется на передний бампер машины. В лучшем случае вы отделаетесь оторванным номером. Еще можете повредить пластиковые элементы отделки или противотуманные фары. Но не исключено, что высокая волна зальет моторный отсек, попадет в воздухозаборник и мотор схватит гидроудар. Если есть возможность, предварительно разведайте глубину брода и дно. Правильнее проезжать глубокие лужи только одной стороной машины, но когда этого сделать нельзя, то лучше ехать на низкой «тяговой» передаче, не поднимая передним бампером большую волну, но и не останавливаясь.

Колея

Нырять даже в небольшую колею опасно, так как через несколько метров она может резко углубиться, а выбраться из нее, не поцарапав бампер или не оторвав что-нибудь под днищем, получается не всегда. В идеале ехать по гребням – колесами одной стороны по центральному, а другой – по боковому. Если позволяет ширина центрального гребня, то лучше по нему ехать левыми колесами – тогда, если поедет встречная машина, получится разъехаться.

Перед тем как отправляться на штурм очередного препятствия, подумайте о том, сможете ли вы вернуться назад

Скорость

Не увлекайтесь скоростью на пересеченной местности. Когда быстро едешь по неровной дороге, то автомобиль начинает раскачиваться и на сжатии подвески может зацепить бамперами или элементами привода/выхлопа/подвески выступающие помехи или грунт. Это же произойдет, если слишком оптимистично съезжать с холма на ровную дорогу или проезжать по рытвинам, камням, ямам. Причем когда передний бампер прошел, это не повод радостно давить на газ, иначе под весом машины подвеска резко сожмется и вы ударитесь уже задним бампером. Это правило справедливо и в городе при съезде с бордюра. Если есть система автоматического спуска с горы, как в нашей Suzuki Vitara S, то стоит ею воспользоваться. Она аккуратно спустит автомобиль даже по скользкому склону, не позволив ему разгоняться или развернуться. Когда машина оборудована специальными режимами для особых условий движения (по камням, гравию, песку, грязи, снегу), лучше включить нужный. В этом случае электронные системы и силовой агрегат перестроятся на работу по максимально эффективному алгоритму. Например, будут смягчать реакции на педаль газа. В нашей Suzuki Vitara S система полного привода All Grip имеет четыре режима: Auto, Sport, Snow и Lock. Два последних как раз можно выбрать в соответствующих условиях на бездорожье.

Скользкая поверхность

В дождь или ранним утром, когда земля мокрая от росы, машину может понести по размытой глине или траве, есть риск соскользнуть по корню дерева или с камня. Поэтому можно использовать навыки движения по льду: ехать на минимальном и ровном газу, мягко обращаться с тормозами, плавно менять траекторию. При наличии специального режима в таких условиях не забывайте предварительно его включать.

Фото Евгения Сокура