$100 на «копейку»
![]() | ![]() | На ВАЗ-21011 можно установить аудиосистему, уложившись в 100 условных единиц. |
«Копейка» принадлежит
к той категории машин, владельцы которых не стремятся, а зачастую и не
могут установить дорогостоящие магнитолу и акустическую систему в сервис-центре.
«Музыку» они покупают недорогую и монтируют ее в основном сами. Один из
вариантов звука за «сотку» – комплект из автомагнитолы «Днепр» АМ-4351
($55) и фронтальной двухкомпонентной акустики Mobile Sound MS-05C2 ($40).
Магнитола выглядит достаточно современно и собирается в Гонконге. Акустика
также изготовлена в Азии. Можно за ту же сумму подобрать и много других
вариантов – компоненты здесь не очень важны. Главное – правильно их установить.
Как в «пятерке»
Поскольку в «копейке» не предусмотрена установка автомагнитолы, для ее
размещения следует приобрести центральную панель от ВАЗ-2105 или 2107
(на разборке такая стоит 20 – 50 грн.). «Пятерочная» консоль, кстати,
становится под торпедо ВАЗ-2101 и его модификаций как родная. Питание
магнитолы (+) следует проводить непосредственно от АКБ, но фишки-предохранители
необходимо переместить к самой батарее. При этом удастся избежать замыкания
аккумулятора, если на участке цепи от предохранителя магнитолы до АКБ
провод перетрется. Провод «массы» можно подсоединить к находящемуся рядом
кронштейну прикуривателя.
Мидбасы – в двери
Далее возникает вопрос о размещении акустических элементов – динамиков.
Для низкочастотных громкоговорителей спереди есть место только в дверях.
Более того, установить колонки с наименьшими переделками можно лишь в
нижней части двери, напротив технологического выреза в ее каркасе. При
ином размещении придется заменить ручной привод стеклоподъемников электромеханическим.
Для вывода акустического провода в торце передних дверей нужно будет сделать
отверстие.
Важным установочным элементом являются подиумы для громкоговорителей.
Как их изготовить? Есть два способа. В обоих случаях нужна доска или ДСП
толщиной 25 – 35 мм (это зависит от посадочной глубины динамиков и толщины
двери). Специалисты рекомендуют использовать для этих целей водостойкую
фанеру. Но вряд ли стоит это делать, поскольку в «классике» как основа
обшивки дверей используется тонкий лист ДВП, который сам «боится» воды
и деформируется при ее попадании. Подиумы (кольца) можно вырезать электрическим
или ручным лобзиком либо выточить на токарном станке. Второй способ предпочтительнее,
так как при этом обеспечивается высокая точность, есть возможность закруглить
кромки и потом не потребуется выравнивать углы рашпилем. Для влагостойкости
кольца обрабатывают олифой, а затем краской или лаком. Далее заготовки
обтягивают кожей или кожзаменителем. А чтобы подиумы эффектнее смотрелись,
под материал обивки следует положить тонкий поролон. Фиксируют кожу с
тыльной стороны подиума обувными гвоздями.
Под торпедо
Для установки ВЧ-динамиков («пищалок») есть много мест – по всей длине
стоек лобового стекла, на краях торпедо и под ним. В данном случае отдали
предпочтение последнему варианту, хотя с точки зрения распространения
звука он не самый удачный. Однако на «копейке» это наиболее безопасно
– такая установка не мешает обзорности и не привлекает внимание воришек.
Прикрепили «высокочастотники» к боковым панелям под торпедо. На них же
в дальних верхних углах установили кроссоверы, предварительно сделав отверстия
для отвода проводов под обшивку.
При подключении громкоговорителей к магнитоле необходимо учитывать полярность
и взаимное расположение динамиков (левого и правого каналов). Чтобы исключить
неправильное соединение, производители применяют провода с изоляцией различных
цветов, в том числе – с поперечными и продольными полосами.
Какое качество звука получилось? Вполне пристойное. Бороться за суперзвук
вряд ли стоит – шумоизоляция салона «копейки», да и других «классик»,
далека от идеала, поэтому различные шумы (дорожные, аэродинамические,
работающего двигателя и трансмиссии) будут серьезно «вклиниваться» в общий
акустический фон.