Уход за системой охлаждения. Когда нужно менять антифриз?
Если в летнюю жару двигателю жарко, то в морозы – холодно. Но рабочая температура двигателя всегда одна – порядка +85 +110 градусов, в зависимости от модели. И такую температуру нужно поддерживать независимо от того, сколько градусов по наружной стороне капота. Контрастные перепады уличной температуры в межсезонье значительно усложняют дело. Конечно, все эти нюансы учтены конструкторами, но если машина уже не нова, желательно периодически уделять системе охлаждения дополнительное внимание. В худшем случае это может привести к более серьезным проблемам.
Из чего состоит система охлаждения
Составляющих в системе немало, но риски даже не в количестве, а в качестве. Во многом система состоит из уязвимых к влиянию времени деталей: трубок радиаторов из тонкого и непрочного алюминия, клеевых соединений, резиновых шлангов, пластиковых патрубок, термостатов. А в современных моторах также присутствуют дополнительные сложности – электрические насосы, клапаны, электронные блоки, а то и целые комплексные модули, выход которых из строя сразу останавливает двигатель.
В конце концов, самая охлаждающая жидкость – немалый фактор риска, ведь она, имея особенно высокую текучесть, все время ищет малейшие неплотности и стремится незаметно вытекать наружу. При том что даже частичная потеря антифриза заканчивается перегревом мотора и его поломкой.
Что нужно проверять в системе охлаждения
Визуальный обзор подкапотного пространства, двигателя и расположенных там элементов позволяет выявить основные неисправности и спрогнозировать некоторые возможные последствия. Антифриз из-за своей высокой текучести проходит через малейшие неплотности (микротрещины в резине, металле, пластике) и маркирует эти точки характерными массными следами. Часто их можно увидеть только сразу после отключения двигателя, ведь на горячих деталях следы могут быстро исчезать, а протечка при остывании может прекращаться. Падение уровня антифриза при этом может не отмечаться, что запутывает неопытный диагност.
При такой диагностике следует осматривать не только явные места возможных протечек – соединение шлангов и стыки фланцев, но и сплошные детали – бачки радиатора, шланги, блок двигателя. Нюанс состоит в том, что антифриз, покинув систему, под влиянием потоков воздуха может перемещаться далеко в сторону от места протечки по поверхности соседних деталей.
Неплотности, незамеченные при диагностике, могут привести к снижению уровня жидкости и созданию воздушных пробок в системе. Результат будет печален: перегрев двигателя с последующим его выходом из строя.
Превентивные мероприятия
Опытный диагност может заранее выявить назревающие неисправности системы охлаждения по одному виду деталей, даже если они еще не украшены следами антифриза. Например, когда хомуты слишком глубоко врезались в резину шлангов, то в этих точках скоро следует ожидать протечки, так как металл хомута из-за чрезмерной затяжки или старения резины прорежет шланг. Поэтому здесь со временем может образоваться либо утечка, либо подсос воздуха в систему – а то и первое, и второе.
Плохо, если толстые шланги под капотом приобрели выпуклую форму. Это может означать их расслоение внутри, а затем и перекрытие канала отделившимися кусками резины. Понятно, что в результате нарушения циркуляции жидкости можно ожидать перегрева двигателя.
Компетентный механик также увидит проблему, назревающую в пластиковых штуцерах и шлангах, которые от возраста могут банально сломаться. Такая деталь, если ее вовремя не заменить может разрушиться во время движения, двигатель потеряет всю охлаждающую жидкость и машина не сможет двигаться.
Температура двигателя
Исправный и молодой по возрасту двигатель фактически не нуждается в контроле температуры, но со временем этот параметр может получить большое значение. Если наблюдаются какие-то непонятные симптомы: например, неэффективная работа отопителя салона, дергание и нестабильные обороты двигателя, помочь в диагностике мог бы термометр охлаждающей жидкости (он теперь на щитке не у каждой модели). Также полезно следить за динамикой температуры двигателя.
Мотор с исправной системой охлаждения прогревается после старта равномерно, без возврата стрелки на холод и повторного набора температуры. Ненормально, когда мотор набирает рабочую температуру только после длительной работы в тяжелом режиме, а затем снова остывает. Разве что машина попадет в нештатную ситуацию, типа буксировки в снегу или длительного и медленного движения на подъем на одной из низших передач. Но заметные колебания температуры при нормальной езде говорят о неисправности термостата (термостатов), проблемах насоса охлаждающей жидкости, воздушных корках в системе и сбитом радиаторе.
Важный индикатор состояния системы охлаждения – печка салона: после прогрева мотора она должна давать горячий воздух, который не должен становиться холоднее. Когда такое явление имеет место, одна из причин – в числе вышеуказанных.
Нужно ли менять антифриз зимой
Антифриз нужно заменять – но не только зимой, но и летом, если есть соответствующие признаки. Главная причина – срок эксплуатации, ведь жидкость не вечна и теряет свои качества: в ней срабатываются присадки и в системе начинаются нежелательные процессы. Производители охлаждающих жидкостей и автопроизводители называют разные сроки, от трех до пяти лет, и эти рекомендации нужно соблюдать. В противном случае можно получить обширную коррозию в системе, глубокие раковины на головке блока цилиндров, разрушенные ржавчиной патрубки и проблемы с перегревом двигателя из-за потери крыльчатки насоса.
Кроме того, старая (а также некачественная!) жидкость может забить продуктами своего распада радиаторы – основной и отопитель, а также ограничить проход антифриза по каналам системы охлаждения, который завершится однажды перегревом двигателя. Последнее, кстати, современные водители часто не замечают, чем ставят силовой агрегат перед необходимостью серьезного ремонта.
Как выбирать антифриз
Для того чтобы двигатель не имел проблем с поддержанием рабочей температуры, антифриз должен быть правильно подобран. Прямая эффективность охлаждения от типа жидкости не зависит, но несоответствующая жидкость может со временем создать в системе проблемы, которые нарушат температурный режим. Вообще подбор антифриза – тема отдельной статьи, но вкратце можно выделить следующие оговорки:
Антифриз подбирается не по цвету и не под названием “Антифриз”, “ТОСОЛ”, “G12”;
ключевой критерий подбора – основа жидкости: карбоксилатная, лобридная, гибридная, традиционная;
вернейший способ выбрать правильный антифриз – обратиться к требованиям автопроизводителя;
ошибка с подбором может не иметь последствий, но через год-два может привести к капитальному ремонту двигателя.
Совет от экспертов «Автодом Атлант»
Система охлаждения – одна из тех, от которых зависит не только работа двигателя в конкретный момент, но и его работоспособность в будущем, то есть ресурс для ремонта или списания в металлолом. При этом многие проблемы этой системы можно долго не замечать. Из-за этого двигатель испытывает преждевременный износ и может отказать прямо в дороге.
Очень важно периодически инспектировать систему охлаждения на предмет протеканий или назревающих трещин патрубков и шлангов. На официальных дилерских СТО механики выполняют контрольный осмотр двигателя при каждом посещении ремонтного цеха. Поэтому у водителей, обслуживаемых в официальных сервисных центрах, риск “вскипятить” даже очень старый мотор или довести его до заклинивания гораздо меньше.
Особо рекомендуем уделять внимание состоянию загрязненности радиаторов, учитывая запыленность и загрязненность наших дорог. Если уже произошла утечка охлаждающей жидкости, то следует обращаться на официальный сервис, чтобы быть уверенным в правильной концентрации и качестве самой жидкости.