X

Надо ли менять масло каждые 15 тыс. км? Что об этом регламенте говорят профессионалы?

Да, очень заманчиво менять масло пореже – и деньгам экономия, и времени на ТО меньше потратишь. Тем более, что у современных автомобилей в руководстве по эксплуатации указаны весьма внушительные цифры: 15 тыс. км от замены до замены масла, а иногда и больше. Но не стоит слепо исполнять эту норму – это всего лишь рекомендация, причем заведомо оптимистичная. Чтобы убедиться в этом, достаточно понять, из-за чего вообще нужно менять масло.

Все компоненты, из которых на заводе получают моторное масло, рано или поздно, как говорят инженеры-маслeнщики, «срабатываются» – то есть постепенно теряют свою эффективность. Суть процессов тут глубоко химическая, но в результате моющие присадки – не моют, антифрикционные – не снижают трение, противоокислительные – не замедляют окисление, противозадирные – не защищают от прямого контакта металла по металлу, ну и так далее.

Вряд ли нужно объяснять, что масло стареет прежде всего во время работы силового агрегата. И ему по большому счету все равно, что в это время делает двигатель: двигает машину вперед или молотит на холостом ходу под красным сигналом светофора. И более того, езда от светофора до светофора даже хуже влияет на масло, чем равномерное движение на высокой скорости по автобану – в переменных режимах мотор испытывает большие нагрузки, чем в установившемся режиме, соответственно, и масло стареет быстрее.

Кроме пробок и тянучек, дополнительно ускоряет старение масла езда с прицепом, когда приходится чаще «выкручивать» двигатель перед переключением, или, например, поездки по горным дорогам, где водитель часто нагружает силовой агрегат то низшими передачами, то режимом торможения двигателем. По суровому принципу «год за два» также засчитываются маслу поездки в так называемом «докторском режиме», когда машина совершает одну за одной короткие поездки с длительным простоем. В непрогретом двигателе собирается много влаги, которая соединяясь с парами серы, образует кислоту, а та содействует коррозии и ускоренному износу трущихся пар.

Но автопроизводитель, расписывая для потребителя сроки замены масла, обычно берет за основу результаты своих испытаний при неких усредненных условиях. В которых, к примеру, короткие городские поездки, штурм горных перевалов или езда с полной нагрузкой составляют лишь небольшую часть общего пробега, а буксировка прицепа не учитывается совсем. И конечно же, автопроизводителю выгоднее сослаться на усредненный режимы езды и показать более высокую цифру межсервисного пробега, отметив при том, что в тяжелых условиях ее нужно сократить.

Конечно же, если доездить на «изношенном» масле до указанных в мануале 15 тыс. км, моментально тяжелые последствия для двигателя не наступят. Но если подходить к делу таким образом постоянно, общий ресурс двигателя будет заметно сокращен. Причем преждевременно износятся как раз самые дорогие детали: коленвал и вкладыши его подшипников, поршневые кольца и стенки цилиндров, детали газораспределительного механизма.

Таким образом, если для вас важно максимально продлить ресурс двигателя до капремонта, корректируйте в сторону сокращения интервал замены моторного масла в зависимости от того, как много ваша машина ездит в условиях большого города, в горах, с полной нагрузкой или на максимальных скоростях. Выбирать моторное масло гораздо проще у тех брендов, которые располагают широким ассортиментом – например, у компании Liqui Moly в каталогах более десятка сортов масел для самых требовательных потребителей.