Автомобили развиваются очень быстро. Стремительно изменяются технологии и вместе с тем возникают потребности в специфических расходных материалах. В частности, необходимы и особые смазки.
Сегодня речь идет об автомобилях с гибридными силовыми установками. Казалось бы, почему им нужно особое масло? Ведь гибридная силовая установка состоит из бензинового двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. Электродвигателям менять масло не надо. Так что остаются ДВС. В чем же необходимость применять особые масла?
Чем отличаются ДВС у гибридов?
Дело в том, что в гибридных силовых установках используются двигатели внутреннего сгорания, но не совсем простые. Для повышения эффективности работы и снижения токсичности выбросов эти двигатели работают не по обычному циклу Отто, а по специфическому циклу Миллера.
Цикл Миллера был изобретен в 1947 году американским инженером Ральфом Миллером. Он сумел создать термодинамический цикл, сочетающий преимущества традиционного и довольно простого цикла Отто, и более сложный и эффективный цикл Аткинсона. Суть цикла Миллера в том, что он позволяет добиться меньших насосных потерь в двигателе за счет уникального алгоритма работы газораспределительного механизма. На такте впуска клапан закрывается не полностью, за счет чего часть топливной смеси выталкивается во впускной коллектор, а поршень легче двигается вверх и меньше энергии расходуется в холостую. Максимальная мощность таких двигателей ниже чем у обычных (двигателей Отто), но при этом более низкий аппетит к бензину.
Почему гибридам нужно другое масло?
Именно экономия топлива и есть основная цель создания гибридных силовых установок. Поэтому для гибридных силовых установок, в частности их ДВС, предусмотрены моторные масла со специфическими характеристиками. Учитывая, что двигатели работают не от старта авто до его остановки, а прерывисто, в соответствии с обстоятельствами и алгоритмом настройки гибридной силовой установки, смазочные материалы должны быть максимально эффективными.
Двигателя внутреннего сгорания необходимо эффективно работать не только после выхода на рабочую температуру, а сразу с момента старта, чтобы обеспечить эффективную смазку частей двигателя и обеспечить надежность и наименьшие расходы топлива. Именно поэтому для такого типа двигателей была разработана линейка моторных масел с пониженным коэффициентом вязкости и повышенной эффективностью.
Что за удивительные масла 0w-16 для гибридов?
Как вы вероятно знаете, в индексе смазки последние две цифры указывают на коэффициент вязкости (по стандарту SAE). Чем он меньше – тем более текучая и жидкое масло. Так что очевидно, что масло 0W-20 это синтетическое масло, да еще и очень “жидкое”. Но есть масла с еще меньшим коэффициентом вязкости. Более того, название их странное и необычное – 0W-16 (обычно индекс заканчивается на 0 или 5). Такое название объясняется тем, что эти масла должны стать частью новой классификации ILSAC GF-6.
На сегодняшний день такие прогрессивные масла как 0W-20 и 0W-16 выпускают далеко не все бренды и присутствуют в линейках только ведущих производителей.
Примером могут служить Opet с линейкой Fulltech 0W-16 и Fulltech 0W-20. Эти синтетические масла имеют низкий коэффициент вязкости и улучшены рабочие характеристики. Низкая вязкость позволяет маслу эффективно проходить по каналам смазки и защитить двигатель даже на холодную. За счет улучшенных характеристик смазки такие масла лучше защищают двигатель от трения.
А улучшенные антифрикционные также помогают снизить расход топлива. Кроме того, низкие показатели летучести снижают расход масла, предотвращая загрязнение окружающей среды и потребление масла.
Казалось бы, разница между маслами 0W-20 и 0W-16 совсем не велика. Логичный вопрос, можно ли их взаимозаменять? Здесь лучшим ответом является позиция производителей. Так Toyota и Honda, имеющие сегодня наибольший опыт производства авто с гибридными силовыми агрегатами, если для авто предусмотрено использование масла 0W-16 допускают использование масла 0W-20, однако советуют при первой возможности перейти на 0W-16.