Как очистить сажевой фильтр турбодизеля
У современных дизелей много преимуществ, но есть несколько типичных особенностей, которые рано или поздно начинают беспокоить всех владельцев дизелей. Засор сажевого фильтра DPF – одна из таких проблем. autocentre.ua рассказывает, как решать этот вопрос, и к тому же – цивилизованным путем.
Все началось с экологов, объявивших, что дизель помимо очень вредных оксидов азота и оксидов углерода выбрасывает в атмосферу еще и твердые частицы – не менее вредную сажу. Борьба с ней родила несколько дополнительных систем и устройств, усложнивших содержание дизельной машины, в первую очередь применяемой.
Каждый владелец дизеля, выпущенного для Европы после 2009 года, знает о такой вещи, как DPF – сажевый фильтр в выхлопной трубе. Также он знает, что если фильтр задерживает частицы, он рано или поздно заполнится ими – забьется. И ни для кого не секрет, что забитый фильтр нужно заменять. Но в случае с DPF, который стоит несколько сотен евро, конструкторы попытались максимально оттянуть замену и изобрели несколько способов очистки фильтра.
Как очистить сажевый фильтр
Понятно, что когда фильтр очищает что-то (в нашем случае выхлопные газы), рано или поздно отфильтрованные частицы накапливаются в нем, из-за чего начинаются проблемы с выпуском выхлопа в атмосферу. Есть несколько способов очищения. Это алгоритмы нескольких уровней, которые можно разделить на следующие методы.
Пассивная регенерация
Прежде всего, конструкторы предусмотрели самоочистку фильтра. Когда двигатель работает с более или менее большой нагрузкой и более или менее длительное время, температура в фильтре поднимается настолько, что сажа самоуничтожается естественным путем. К тому же этому способствует слой металла-катализатора (как правило, это платина) на поверхности сотов фильтра. Но только этого варианта недостаточно.
Активная регенерация
Это особый режим самоочистки, в который автомобиль переходит автоматически, когда электронный блок управления по информации датчиков видит увеличение давления газов на входе в фильтр. Тогда в цилиндры дизеля подается больше горючего, чтобы поднять температуру выхлопных газов – за счет этого сажа и выжигается. Эта дополнительная порция горючего впрыскивается в цилиндр в последний момент перед открытием выпускных клапанов, чтобы вспыхнуть в цилиндре эта солярка не успела. Вместе с отработавшими газами она выходит в систему выхлопа и ее сгорание происходит непосредственно в фильтре.
Важно отметить, что для успешного обжига сажи нужно соблюсти два условия. Во-первых, двигатель должен работать под нагрузкой, на средних или высоких оборотах. А во-вторых, очищение должно длиться определенное количество времени, около 15 – 20 минут. Первое условие можно более-менее точно выполнить – ЭБУ (электронный блок управления) не включает режим очистки, когда понимает, что машина стоит в пробке, движется по городу, маневрирует по парковке и т.д. Электроника понимает это по данным датчиков – скорости, оборотов, включенной передаче и т.д.
Со вторым условием труднее: электроника не может предсказать, как долго продлится подходящий режим, который только что начался. Иногда этого не знает и сам водитель, а состояние дорожного покрытия, трафик и незнакомый маршрут могут стать причиной перехода двигателя на холостой ход или другой режим низкой нагрузки. И если автомобиль постоянно эксплуатируется в городе, условия для включения самоочистки так и не наступают. Поэтому фильтр забивается сажей, которая также укрепляется смолами и другими углеродными отложениями. Теперь, даже если электронный мозг дождется нужных условий и активный режим штатной регенерации, забитый фильтр не сможет очиститься. Свободная площадь его “сот” уменьшится, режим регенерации вынужден будет включаться все чаще – фильтр на пути к списанию.
Принудительная очистка
Дизельный автомобиль, фильтр DPF которого хронически забит, будет не только пугать водителя тревожной пиктограммой на приборной панели. Иногда машина может плохо заводиться, потерять динамику и увеличить потребление топлива. Поэтому если самоочистка уже не срабатывает, приходится обращаться к профессионалам на СТО, где могут выполнить принудительный обжиг сажи.
Принципиально это та же процедура, как и штатная самоочистка фильтра, но выполненная на качественно более высоком уровне. Программа регенерации запускается через диагностический сканер согласно алгоритму, присущему каждой конкретной модели двигателя.
В целом порядок очистки одинаков: блок управления поднимает обороты двигателя, подает в цилиндры дополнительные порции горючего, одновременно контролируя, чтобы пропорция топливно-воздушной смеси была наилучшей для обжига сажи. Кроме того, контролируется температура на выходе из камер сгорания и в самом фильтре – для этого на каждом авто имеется собственный набор датчиков. Высокая температура, около 600-700 оС, способствует очистке, но чрезмерный нагрев тоже нежелателен. Когда температура приближается к критической, программа снижает количество дизтоплива, подаваемого через форсунки. Соответственно, через несколько минут, когда выхлопный тракт остынет, “прокаливание” снова активируется. И так длится около часа, пока датчики не заметят, что фильтр уже не оказывает газам того сопротивления, которое было перед началом процедуры, то есть очистилось.
Промывка
Это очень радикальный вариант, к которому прибегают те, кто упустил возможность очистить фильтр другим способом. Каналы фильтра DPF можно попытаться промыть специальным препаратом. Для этого его лучше демонтировать, хотя есть варианты с заливкой раствора через отверстия датчиков. Соты фильтра погружают в жидкость на несколько часов, после чего размягченные отложения смывают потоком растворителя или воды. Эффект зависит от свойств отложений и особенностей препарата.
Присадки
У некоторых ведущих производителей автохимии есть присадки, способствующие очистке сажевого фильтра. Определенная порция препарата заливается в топливный бак и считается, что его действия хватает на несколько тысяч километров. Учитывая авторитет производителей, этим препаратам можно доверять, но нужно понимать, что их действие – в первую очередь превентивное, профилактическое, то есть такие присадки не столько помогают выжечь старые “запасы” сажи, как не дают накапливаться в фильтре новым отложениям. Как правило, они способствуют полному сгоранию солярки в цилиндрах, без образования сажи или с ее минимальным количеством.
Совет от экспертов «Автодом Атлант»
Такая операция как очистка сажевого фильтра при некорректном вмешательстве может закончиться большими проблемами для автомобиля. К примеру, из-за превышения предельной температуры можно перегреть турбину дизеля настолько, что она выйдет из строя. А фильтр DPF также не выдержит нагрев более чем до 1000 градусов Цельсия.
Поэтому процесс обжига сажи необходимо контролировать. Для этого требуется и диагностический сканер, и соответствующий софт, а также специальные знания и квалифицированный опыт специалиста. Таким условиям отвечает не каждая мастерская, но все вышеперечисленное есть в сервисных центрах “Автодом Атлант”.