Газобаллонное оборудование на машину устанавливают для экономии денег, но экономить на самом ГБО специалисты настоятельно не рекомендуют. О том, чем могут грозить дешевые компоненты, нам рассказал технический директор компании «АЛТЕМА» – эксклюзивного дистрибьютора ТМ ATIKER в Украине.
Мы стремимся к экономии не от хорошей жизни, поэтому желание сберечь сотню-другую гривен при выборе ГБО вполне объяснимо. Тем более, что в современных комплектах газового оборудования присутствуют и в самом деле недешевые компоненты.
С другой стороны, человеку несведущему может показаться, что некоторые детали не настолько сложны, чтобы стоить так дорого. Так почему бы не заменить их аналогами из номенклатуры никому не известных производителей? Но профессионалы убеждены, что делать этого не стоит, и не только потому, что вся экономия может оказаться бессмысленной.
? Сергей, скажите, в чем главный недостаток, опасность дешевого ГБО?
Прежде всего, опасность не столько в дешевом ГБО, сколько в том, что его (поскольку оно от неизвестного производителя) устанавливают на автомобиль случайные люди. Причем со всеми вытекающими последствиями: опасное с точки зрения пассивной безопасности при ДТП место размещения компонентов, сбои и отказы электронного блока управления, утечка газа на соединениях. А с другой стороны, если человек покупает фирменный комплект оборудования, то и монтируют его в официальной фирменной мастерской, где знают все тонкости монтажа «своих» деталей, особенности их размещения и работы в разных моделях автомобилей, а также все нюансы настройки. В таких сервисах всегда есть необходимые официальные компьютерные программы, оснастка и инструменты. Здесь дадут гарантию не только на узлы и детали, но и на работу установщиков. И, к тому же, сюда можно будет регулярно приезжать на регламентное обслуживание.
Мало купить комплект качественного газобаллонного оборудования, нужно еще его грамотно установить на автомобиль. Залог долгой и беспроблемной работы ГБО на машине – его монтаж на специализированной СТО руками ответственных мастеров. Только с большим опытом инсталляций возможна быстрая и точная настройка газовой аппаратуры на разных двигателях. Также требуются знания для рационального размещения компонентов ГБО под капотом.
? Какие узлы ГБО наиболее важны с точки зрения надежности и корректности работы?
Я бы не выделял какие-либо узлы как наиболее важные. В том-то и суть, что имеет смысл устанавливать на машину комплект оборудования одной марки, начиная от ЭБУ и заканчивая простейшим электромагнитным клапаном и заправочным устройством. И если это марка правильная, то все компоненты будут работать слаженно, надежно и безотказно в течение долгого времени. Не только потому, что они будут взаимно согласованы по характеристикам, но также и по причине грамотного и своевременного технического обслуживания, которое ответственный владелец будет проводить по предписаниям производителя.
У авторитетного производителя ГБО логотип наносится даже на мелких деталях, например, пульт управления ГБО, заправочный вентиль и соединительные тройники.
? На чем же стараются сэкономить наши соотечественники и чем это им грозит?
Конечно же, чаще всего стараются купить дешевле то, что (ввиду своей конструкции) не может стоить дешево, – газовый редуктор, мультиклапан, газовые форсунки. Здесь наших «экономистов» ждет разочарование: непростые узлы в дешевом исполнении или сразу работают неадекватно, или служат недолго. Получается, что вместо экономии водитель получает проблемы: остановки в пути на неопределенное время, поездки на СТО, простои из-за ремонта. А ведь это не только неудобство, но и безопасность, поскольку речь идет о способности автомобиля двигаться в потоке транспорта. И это уже не говоря о том, что некорректно работающее ГБО может навредить автомобилю. Не хотел бы тут кого-то пугать, но иной раз стоимость ремонта двигателя в результате использования некачественных узлов или бестолкового монтажа может разом перекрыть всю экономию на год вперед.
? Некоторые автовладельцы практикуют применение б/у запчастей и компонентов ГБО с европейских разборок. Может быть, такой вариант и неплох?
Действительно, иногда автомобилисты покупают комплектующие для ГБО на авторынках, куда их привозят с зарубежных и местных автошротов. В первую очередь, речь идет о так называемых мультиклапанах и баллонах для сжиженного газа (пропан-бутана) – ответственных узлах газотопливной системы. Я бы не рекомендовал это делать по техническим причинам. Мультиклапан представляет собой сложный узел. Он отрабатывает свои задачи при каждой заправке, кроме того, защищает баллон в аварийных ситуациях, например, в ДТП. Клапаны должны быть соответствующим образом настроены, иначе не будут работать совсем или сработают неправильно. Но кто может сказать, как настроены клапаны в мультиклапане, который выпущен неизвестно когда, эксплуатировался неизвестно где и привезен на рынок неизвестно как? Разве можем мы в таком случае говорить о защитных функциях мультиклапана? Я молчу уже об элементарной чистоте этих изделий – образцов точной механики. То же самое и с баллонами. В Европе они служат не более 10 лет, затем их демонтируют, списывают и везут к нам. Естественно, эти снятые с подержанных машин и предназначенные в утиль компоненты никто уже не опрессовывает, не проверяет на прочность, а наши соотечественники покупают их и ездят с ними по улицам. Способны ли они держать давление, сколько в них грязи, коррозии – это мало кого волнует. Нам приходилось исправлять на клиентских авто проблемы, спровоцированные отслужившим свое газобаллонным оборудованием.
? То есть, экономя на ГБО, наши соотечественники навлекают опасность на всех окружающих?
Ну, если не опасность, то дополнительные хлопоты точно. Выбрав при комплектации ГБО дешевые или подержанные узлы и детали, автовладелец сам отрезает себе путь к цивилизованному использованию газового топлива. С такой системой ему дорога в параллельный мир эксплуатационных проблем, полукустарных мастерских и вечных ремонтов. И это вместо того, чтобы беспроблемно эксплуатировать нормальную газотопливную систему, обслуживать ее в сертифицированной СТО, а следовательно – экономить деньги, наслаждаясь каждой поездкой.