Переоборудовав машину для работы на газе, автовладелец часто и не подозревает, что есть ряд тонкостей, которые следует учитывать при эксплуатации. В первую очередь, это положительные моменты, есть несколько осложнений, а есть просто вещи, которые нужно поменять в сознании.
Современное ГБО по техническому уровню не отстает от самих автомобилей, соответственно, эксплуатация авто происходит как на бензине, так и на газе без усилий водителя. Даже заправка газом происходит без его вмешательства, ведь на АЗК водитель должен указать заправщику, где расположено заправочное устройство, а остальное – это уже забота специалиста.
Мало кто из мелких установщиков проводит новоиспеченному владельцу газифицированной машины инструктаж, и только на приличных СТО рассказывают азы эксплуатации. К примеру, часто автомобилисты не знают, что бак авто всегда должен быть заполнен бензином не менее чем на четверть. Ведь в автомобилях с ГБО бензин используется при прогреве, а в некоторых системах еще и при превышении оборотов двигателя выше, например, 4000 об/мин (автоматически переключается на бензин или происходит дополнительное впрыскивание порции бензина). В двигателях с прямым впрыском типа TSI бензин хоть и в небольших количествах, но расходуется вместе с газом (соотношение бензин/газ составляет от 30:70 до 5:95).
Видимо, не все отдают себе отчет, что ГБО по сути является дублирующей топливной системой. И в случае выхода из строя штатного бензонасоса или форсунок даже на ГБО 4 поколения существует возможность завести мотор на газе. Да, этот режим считается аварийным и количество запусков ограничено, но по меньшей мере на то, чтобы дотянуть до СТО, такой вариант вполне допустим. Но главное после аварийного пуска – мотору нужно дать поработать на холостом ходу, чтобы газовый редуктор не обмерз.
Существенный аспект эксплуатации машины с ГБО – особое внимание к герметичности. Ни при каких условиях у машины не должно быть запаха газа. Наименьшие его признаки свидетельствуют о негерметичности или неправильной настройке топливной системы. И в первом и во втором случае следует немедленно перекрыть вентиль на мультиклапане, перейти на бензин и отправиться на СТО для устранения неисправности.
Масло для мотора с ГБО
Условия смазки двигателя, работающего на сжиженном пропан-бутане, несколько отличаются от работы на классическом бензине. С одной стороны, в отличие от жидкого бензина газообразное топливо не смывает со стенок цилиндра масло – соответственно, цилиндро-поршневая группа изнашивается меньше.
А с другой, теплота сгорания газовоздушной смеси выше и горит она дольше, поэтому и температура в цилиндрах двигателя выше. Из-за этого смазка окисляется быстрее. Если есть какие-то дополнительные условия, которые тоже провоцируют повышение температуры деталей в камере сгорания – например, слишком бедная или слишком богатая рабочая смесь – масло будет перегреваться.
Углеводородная составляющая масла превращается при этом в сажу и смолы, то есть то, что мотористы называют нагаром. Вот он и делает свое черное дело – убивает зазоры, чем ограничивает подвижность поршневых колец и клапанов. Из-за этого ухудшается прилегание колец, падает компрессия в цилиндрах, в нем остается еще больше масла, образует новый нагар и так далее. Этот замкнутый круг разорвать уже нельзя – двигатель нужно либо серьезно промывать, либо разбирать для ремонта.
Чтобы после перехода двигатель не получил таких проблем, очень желательно использовать специальные масла с маркировкой LPG. Их главное отличие – повышенная термическая стойкость и улучшенные моющие свойства. Эти качества исключают вероятность нештатного нагарообразования при работе мотора на газе.
Какое моторное масло LPG выбрать
Сразу несколько специальных «газовых» моторных масел есть, например, в продуктовой линейке OPET. Это сорта с разной базовой основой в разных, наиболее распространенных в Украине классах вязкости. Это полностью синтетическое масло Fullmax LPG 5W-40 (ACEA A3/B4; API SN), масло на синтетической основе Fullmax LPG 10W-40 (ACEA A3/B4; API SL/CF) и масло на синтетической основе Fulllife LPG 5W-30 ( ACEA A5/B5, A1/B1; API SL/CF; Renault RN 0700).
Химики компании при создании этих сортов большое внимание уделили балансу компонентов – подбору базового масла, антиокислительных и моечнодиспергирующих присадок. Последние предотвращают и образование отложений в двигателе, и накопление их в потенциально опасных местах. Образовавшиеся нагары, шлаки и продукты окисления эти присадки смывают с поверхностей двигателя и удерживают в виде микроскопических частиц в объеме масла – чтобы они в конце концов осели в фильтре.
Фильтры – газовые и другие
Кстати, о фильтрации. В автомобиле с установленным ГБО есть два дополнительных фильтра. По пути от баллона к впускному коллектору пропан-бутан очищается сначала в своей жидкой фазе – на входе в редуктор. А после него проходит через фильтр паровой фазы, установленный перед форсунками. Сжиженный автогаз в Украине не отличается высоким качеством, но эти фильтры достаточно эффективны, чтобы удержать интервал замены весомых 10 000 км – на уровне плановых ТО для всего комплекта газобаллонного оборудования.
И ТО для ГБО в целом, и замену фильтров в частности рекомендуется производить на специализированном СТО. Дело в том, что после установки чистых фильтров может потребоваться дополнительная регулировка системы. Кстати, на машине с ГБО бензиновый фильтр тоже нужно заменять строго по заводскому регламенту. Ведь даже во время езды на газе бензонасос все равно работает и прокачивает бензин по топливной системе. Это нужно для сохранения топливной системы в рабочем состоянии и для того чтобы двигатель мог мгновенно перейти на бензин.
Газовые баллоны
Резервуары для газа бывают цилиндрическими и тороидальными, они подбираются в зависимости от места расположения и бывают объемом от 20 до 200 л. Но какой бы литраж ни был указан на вашем баллоне, заправлять его можно не более чем на 80% от заявленной емкости. Остальные 20% являются паровой «подушкой», способной компенсировать рост давления при увеличении температуры. К примеру, зимой автомобиль был заправлен на улице при -15, а затем заехал в отопительный бокс (+10 градусов) – газ нагрелся и расширился. Если подушки не будет, баллон не разорвет, поскольку предусмотрен аварийный клапан, сбрасывающий избыток в атмосферу.
Если исходить из указанных цифр, то в 43-литровый баллон должен поместиться 35-37 литров газа. И если на АЗС вас убеждают, что задули больше, требуйте контрольных замеров! Но только если уверены, что установщик по вашей просьбе или свою инициативу не подогнул поплавок уровня. Имейте в виду, что запас газа на борту уменьшает фактическую грузоподъемность автомобиля. Ведь масса самого баллона – 20-30 кг и газа в нем от 30 до 100 литров. К примеру, заправленный 43-литровый баллон весит 43 кг (22 кг + 21 кг), 100-литровый – 72 кг (28 кг + 44 кг).
Некоторые автовладельцы избегают внешнего тороидального баллона из опасений «цеплять им за дорогу», но чаще всего эти страхи безосновательны. Баллоны достаточно прочные, потому что изготовлены из стали толщиной 3 мм, а главное, почти всегда по размерам соответствуют штатной запаске и не выступают снизу за габарит авто.
Газ для «горячих»
Среди любителей «оторваться» за рулем существует мнение, что газ для таких авто недопустим, ведь при работе на повышенных оборотах двигатель и на бензине получает немалую нагрузку, а на газовом топливе подвергается еще и дополнительным тепловым воздействиям. И если раньше это действительно было проблемой, то современное ГБО имеет функцию впрыска бензина и даже автоматического переключения топливных режимов. При переоборудовании авто или при очередном ТО попросите мастеров выставить порог допрыска (например, с 3500 до 4000 об/мин) и последующего перехода на бензин после 4000 об/мин. В результате, после раскрутки двигателя выше 3500 об/мин, получать дополнительную порцию бензина, после 4000 об/мин переключаться на бензин, а при сбросе оборотов снова переходить на газ. Кроме того, при эксплуатации «зажигалок» на газе рекомендуется использование специальных масел, защищающих детали двигателя в граничных погрузочных, а соответственно и температурных режимах.
Многие автовладельцы слышали миф о том, что после установки ГБО прогорают клапаны. Но основная причина прогара – это несвоевременное или неквалифицированное ТО. При богатой или гомогенной (λ=1) смеси часть термической нагрузки «снимает» несгоревшее топливо, а при бедной топливной смеси происходит значительное увеличение температурного режима работы клапанов и их седел. А на бедной газовоздушной смеси температура повышается сразу на значительные 200-250 °С. Кроме того, газовоздушная смесь горит более медленно, поэтому процесс может продолжаться даже после открытия выпускного клапана. При этом клапаны и их седла подвергаются перегреву, что опять-таки приведет к прогару. Исходя из этого, можно сказать, что избежать прогара можно с помощью правильной настройки штатной топливной системы, подбора правильной ГБО, его квалифицированной настройки, а также обязательной периодической проверки клапанов и при необходимости их регулировки.
Своевременное обслуживание поможет избежать распространенной проблемы с прогаром клапанов.
Газ зимний и летний
Есть два вида газового топлива LPG: летнее (до 50% пропана) и зимнее (до 90%). При использовании каждого из них изменяется и топливо-воздушная смесь. Поэтому для каждого из сезонов желательно проводить мини-ТО. К зимнему сезону рекомендуется заменить фильтры, так как содержание конденсата и влаги в них в морозы приведет к их замерзанию и снизит пропускную способность.
Кроме того, следует пройти обязательное компьютерное регулирование, адаптировав ГБО к другому составу газа и установив более высокую температуру перехода на газ. Проверьте систему зажигания, ведь некоторые неисправности летом могут нивелироваться, а зимой окажутся в полной мере.
К летнему периоду следует просмотреть фильтры, откорректировать момент автоматического переключения на газ и отладить систему под летнее топливо. Не лишним будет проверить систему на герметичность, ведь отверждение резиновых элементов значительно повышает возможность появления утечек газа.
В целом можно сказать, что при минимальном внимании к ГБО оно будет служить обладателю верой и правдой. Конечно, при условии, что сам комплект при покупке был выбран достаточно качественный.