
Когда ГБО не дает экономить
? Роман, есть ли смысл устанавливать ГБО при нынешнем скачке стоимости сжиженного газа?
Стоимость сжиженного газа никогда не вырастает настолько, что автовладелец не получает экономию в расходах на топливе. Если бы это произошло, то реализация сжиженного газа просто бы остановилась, что было бы концом этого бизнеса. Так что эксплуатировать машину на пропан-бутановой смеси всегда будет выгодно. Да, бывают подорожания до такого уровня, когда стоимость километра пробега на газе возрастает, к примеру, на автомобиле с 70 копеек за километр до 95 копеек (расход газа 9,5 л/100 км), но это совсем не одна гривна и 85 копеек за километр на бензине (расход бензина 8,0 л/100км).
? На что обращать внимание при поиске специализированной станции по установке ГБО?
Конечно же, на квалификацию сотрудников – учились они где-нибудь по специальности или нет. Далее следует обратить внимание на наличие всевозможного оборудования для диагностики, обслуживания и настройки ГБО. Это и нагрузочные стенды, и стенды для проверки производительности газовых форсунок и их мойки, и установка для контроля работы свечей зажигания, и диагностические тестеры, и осциллографы, и газоанализаторы. Такое оборудование не только позволяет решать задачи при обслуживании машин с ГБО, но и дает возможность в процессе установки добиться высокоточной настройки.
На хорошей СТО по установке ГБО всегда есть около десяти видов оборудования для его настройки, обслуживания и диагностики.
Не стоит игнорировать и эстетику СТО. Посмотрите, как одеты мастера станции, имеются ли у них вещи, повышающие культуру работы. Имеется в виду чистота в боксах (отсутствие песка и пыли), наличие ветоши, которая позволяет поддерживать чистоту при частичной разборке двигателя и установке узлов ГБО, антибликовые лампы, снижающие усталость мастеров и т.д. Это тоже в какой-то степени является оценочным фактором, по которому можно судить, как владельцы СТО следят за культурой производства.
Можно еще приехать и посмотреть, насколько та или иная станция загружена работой, владельцы каких машин приезжают туда. Уделите внимание и качеству установки оборудования. Например, вся электропроводка ГБО должна быть изолирована и проложена в гофрированных рукавах так, чтобы исключить ее перетирания и замыкания. Трубопроводы тоже должны быть проложены так, чтобы не мешать при обслуживании авто и не контактировать с вибрирующими деталями. Очень плохо, если мастера устанавливают от одного узла к другому не цельный трубопровод, а несколько его кусков. Каждое дополнительное соединение (на хомутах) повышает вероятность утечек охлаждающей жидкости или газа.
Желательно также устанавливать самозажимные хомуты, которые не требуют подтягивания при сезонных перепадах температур.
В гофрированные защитные рукава прячут не только электропроводку, но и шланги системы охлаждения и топливоподачи.
Стоит еще пообщаться с клиентами этой станции, узнать их мнение о мастерах СТО, посмотреть, как мастера и менеджеры общаются с автовладельцами, которые уже установили ГБО. Если клиенты ничего хорошего не могут вам рассказать, значит, от такой станции лучше держаться подальше.
? Сейчас на столбах можно увидеть объявления типа «итальянское ГБО за девять тысяч гривен». Действительно ли это цена итальянского оборудования?
Здесь есть два нюанса. Первый – если там итальянское название, это не означает, что данное оборудование создано и изготовляется в Италии. Все оно делается, как правило, в Турции или Китае. Второе – это квалификация самих установщиков ГБО. Хорошая работа и хорошее оборудование не могут стоить дешево.
? Если вам предлагают установить ГБО в каком-то гараже, какие здесь могут быть сюрпризы?
Тут могут быть не только уже упомянутые сюрпризы с подбором ГБО, но и проблемы с юридической ответственностью установщика. Дело в том, что если что-то случиться с вашей машиной, то не факт, что вы сможете вернуться в этот гараж и найти установщика оборудования. Все эти гаражи в основном съемные, и их хозяева даже не всегда знают, кому они сдают свое помещение. А выданные такими установщиками документы на ГБО, как правило, покупаются через интернет.
? Многих автовладельцев интересует, как ГБО влияет на ресурс двигателя. Вы изучали этот вопрос?
Если газобаллонное оборудование установлено и отрегулировано правильно, двигатель служит не больше и не меньше того ресурса, что заложили в него при разработке и производстве. Этот параметр больше зависит от стиля езды, качества используемого моторного масла, фильтров и т.д.
? Какие могут быть симптомы неправильной регулировки и установки ГБО?
Основные проблемы в упомянутой ситуации – это срабатывание на щитке приборов индикатора check engine, заметная потеря мощности, запах газа. Но плюс к этому может быть еще много различных огрехов, которые не проявляются. Это все та же некачественная прокладка электропроводки и трубопроводов, которые со временем перетираются о вибрирующие детали.
? Почему загорается индикатор check engine?

Если индикатор check engine загорелся после установки ГБО, значит, что-то мастера сделали неправильно
Индикатор check engine загорается, если неправильно работает или вышла из строя какая-либо система, узел, датчик двигателя. В случае с ГБО наиболее часто этот индикатор срабатывает при неправильно сбалансированном соотношении состава газовоздушной смеси. Может срабатывать он и при некачественной установке газобаллонного оборудования. Проблемой многих установщиков ГБО является то, что они не знают, как настроить этот параметр. Для этого недостаточно настройки на холостом ходу – нужно автомобиль настраивать и в разных нагрузочных режимах. Это делается на нагрузочном стенде, который есть у нас, а также в ходе движения.
? Но ведь в современном ГБО 4-го поколения есть режимы самонастройки, которые позволяют настройщикам не делать это в ручном режиме?
За мой более чем 10-летний опыт работы в этом бизнесе я еще не встречал электроники, которая бы не нуждалась в ручной настройке. Всегда есть режимы, в которых нужно подкорректировать работу оборудования. Автоматическая настройка нужна тем спецам, которые не понимают, как работает ДВС и ГБО. Тот, кто понимает все происходящие в двигателе внутреннего сгорания процессы, делает это более точно в ручном режиме.
? При неисправных свечах зажигания может загореться check?
Check загорается при полностью неисправной одной или нескольких свечах или катушках зажигания. Если свечи дают пропуски зажигания только в некоторых режимах, то электроника может этого и не замечать. Если к нам приезжает автомобиль с сhek’ом, мы в первую очередь проверяем свечи зажигания, ресурс которых при работе на сжиженном газе немного снижается. Для проверки свечей зажигания имеется специальный стенд, в котором наличие и характер искрообразования проверяют при повышенном давлении, сопоставимом с давлением в цилиндрах двигателя.
Работоспособность системы зажигания можно еще проверить с помощью осциллографа, что способны сделать очень немногие мастера по установке и обслуживанию ГБО.
? Что нового появилось на рынке ГБО за последние полгода?
В нашем ассортименте появились комплекты оборудования Optima, Prins SilverLine, высокопроизводительные газовые форсунки Barracuda в модификации 130, которые являются заменителями форсунок Napoleon. Помимо этого, в итальянской электронике A.E.B. расширился список двигателей с непосредственным впрыском топлива, на которые можно установить ГБО.