Какое ГБО удалось поставить на Range Rover Sport
Особенностью Range Rover Sport является то, что он оснащен 5-литровым бензиновым двигателем с непосредственным впрыском топлива и механическим компрессором. Последний размещен в развале между V-образно расположенными рядами цилиндров, поэтому впускной коллектор получил очень сложную геометрию. Непосредственный впрыск топлива, механический компрессор и сложная геометрия впускного коллектора стали в комплексе главной причиной проблем установки ГБО на этот автомобиль. Ни один производитель не предложил для этого авто оборудование и технологическую карту его монтажа.
Тем не менее специалисты компании «Сервис Газ Украина» взялись решить эту задачку сами. Сначала был подобран комплект оборудования. Ввиду того что свободного места в подкапотном пространстве этой машины мало, а мотор имеет большую мощность (510 л.с.), было решено установить два чешских редуктора HLPropan Magic 3 Compact. Один редуктор рассчитан на работу с двигателями до 350 л.с., поэтому два Magic 3 Compact полностью соответствуют потребностям 510-сильного мотора Range Rover Sport.
Два редуктора HLPropan Magic 3 Compact и два фильтра паровой фракции Ultra 360° разместили у правой передней фары. Эти редукторы очень компактные, а фильтры Ultra-360° очень удобны в при монтаже в тесных моторных отсеках, так как к ним можно подвести шланги с разных сторон без риска перегибов.
Для работы с восемью цилиндрами были использованы два блока управления Zenit Direct (для двигателей с непосредственным впрыском выпускаются только версии для четырех цилиндров), каждый из которых отвечает за ряд цилиндров. Поскольку этот мотор с непосредственным впрыском бензина в цилиндры, для исключения закоксовывания и перегрева распылителей бензиновых форсунок, которые выходят в камеру сгорания, после нескольких впрысков газа происходит и впрыск бензина.
Впрыск газа возложили на южно-корейские форсунки торговой марки Hercules, продаваемые «Auto Gaz Centrum». Это высокопроизводительные форсунки, которые представляют собой усовершенствованную конструкцию известных южно-корейских инжекторов Hana. В основном усовершенствования коснулись используемых материалов и технологии производства, что позволило повысить удельную мощность, точность работы, долговечность и устойчивость к загрязнению.
Форсунки Hercules распределили на верхней крышке двигателя. За подачу газа вглубь впускного коллектора к впускным клапанам отвечают специальные трубки, которые имеют индивидуальную геометрию. Сделаны они по особому шаблону, и малейшие отклонения в размерах недопустимы. Для подвода газа мимо механического компрессора и радиаторов-интеркулеров, которые расположены в развале между рядами цилиндров, была установлена дополнительная прокладка под верхнюю крышку двигателя.
Данная модернизация, а точнее разработка нового комплекта ГБО для такого очень сложного автомобиля, в своем роде уникальна, так как этим занимался не какой-то продвинутый производитель ГБО, а украинская компания «Сервис Газ Украина». Эта фирма уже 10 лет продает и устанавливает ГБО, представляя в нашей стране продукцию ряда торговых марок, которые хорошо известны на мировом рынке газобаллонного оборудования.
Настройка
Отработка методики настройки и доводки системы до идеальной эксплуатации проводилась в несколько этапов. Делалось это как при ходовых, так и при стендовых испытаниях, где можно было точно отстроить работу мотора во всех режимах. Результат впечатлил всех. Потери мощности нет, а затраты на топливо снижены в два раза.
Тест
Расход газа у Range Rover Sport при активной езде по Одесской трассе составляет 22 литра на каждую сотню. Бензина в таком режиме эта модель потребляет около 24 л/100 км. С учетом того, что при работе на газе эта система периодически подает и бензин (3 л/100 км), экономия на топливе во время нашей поездки в Одессу и назад составила около 50%. В цифрах это 2500 грн. затрат на газ и бензин в сравнении с 5000 грн. при езде на бензине.
Окупаемость
При нынешней стоимости газа (7,60 грн./л) и бензина (23 грн./л) газобаллонное оборудование для Range Rover Sport окупится за 20–25 тыс. км.
Заправочный вентиль сделали съемным, чтобы разместить в лючке штатного бензобака.
Так как запаска в этой модели расположена снаружи под полом багажника, на ее место установили специальный, для наружной установки, 85-литровый торроидальный баллон. Его оснастили мультиклапаном Tomasetto Extra для машин с мощными моторами.
Пульт управления ГБО разместили на торпедо, слева от руля.