X

ГБО: как подобрать газовый баллон и обеспечить его безопасность?

Чтобы газовый баллон системы ГБО был безопасным, оптимальным по размерам и т.д. нужно знать как правильно его подобрать и установить "правильный! мультиклапан.

Чаще всего перед обращением на автогазовое СТО люди задаются вопросом выбора подкапотного оборудования. Но редко кто задумывается о том, что выбирать надо еще и баллон, ведь это – одна из основных составляющих ГБО. От правильности его выбора напрямую зависит комфорт эксплуатации, рациональность использования пространства и запас хода на одной заправке.

Во время общения с установщиками, когда дело доходит до выбора баллона, часто звучит типичное предложение: «тор на 42 или 54 л – лучший вариант для вашей машины» или «в багажник ложится 50-литровый цилиндр». Эти варианты полностью оправданны и закупаются установщиками как наиболее ходовые, а с другими размерами они даже работать не хотят. В редких случаях вам предложат 1-2 альтернативы, не более.

На самом деле существуют множество баллонов, различных по типу, высоте, диаметру и объему. К примеру, под ТМ GREENGAS предлагаются до 200 различных баллонов для ГБО. Среди них – даже для спецтехники, катеров или мотоциклов. Благодаря этому всегда можно подобрать оптимальный баллон под конкретный автомобиль. Всего лишь требуется учесть геометрические параметры ниши, в которую будет установлен баллон. А его, как правило, монтируют в подполье багажника вместо запасного колеса, под днищем в случае с внешней запаской. Во многих седанах или универсалах он может быть смонтирован между арками крыльев или в нишах за ними. А иногда установка происходит и в нишу третьего ряда сидений.

На профессиональной СТО всегда предложат оптимальный баллон, так как есть большая наработанная база. Но можно и самостоятельно определить подходящий формат, сделав пару замеров. Обязательность замера обу­словлена тем, что каждое новое поколение авто имеет разные размеры ниши для запаски или другую геометрию багажника. Например, в Honda CR-V может быть внутренний «тор» на 54 и даже на 59 л, а в Range Rover Sport устанавливают наружный «тор» на 89 л или 80 л «цилиндр» в багажном отсеке, так как именно эти баллоны являются для него оптимальными по объему и размещению.

Вместе с баллоном рекомендуется и установка качественного мультиклапана, соответствующего евронормам ECE 67R-01, ECE R10 и и Украинским техническим условиям.

Такие мультиклапаны имеют полный спектр защитных механизмов:

  • пружинный клапан аварийного сброса (срабатывает при возрастании давления внутри баллона свыше 25 атм. и сбрасывает избыток);
  • термоплавкий клапан аварийного сброса (в случае пожара медленно стравливает газ в атмосферу, снижая давление);
  • электромагнитный клапан на выходе (перекрывает подачу в магистраль при выключенном зажигании или в аварийной ситуации);
  • ограничитель наполнения (при заполнении на 80-85% отсекает подачу газа в баллон во время заправки);
  • скоростной клапан (перекрывает выход топлива из баллона в случае обрыва магистрали подачи);
  • двойной обратный клапан на входе (предотвращает выход газа после завершения заправки);
  • ручной клапан на выходе (используется для перекрытия системы при обслуживании);

Если вы уже купили машину с ГБО, то вопрос выбора баллона не актуален. Но не лишним будет заехать на специализированную СТО и заказать проверку баллона и мультиклапана, чтоб быть уверенным в их состоянии. Только качественные компоненты способны обеспечить беспроблемную и безо­пасную эксплуатацию ГБО.

Примеры индивидуального подбора баллонов

Осторожно! БУ

В погоне за дешевым ГБО некоторые автовладельцы стараются получить максимум за минимум и бегут к установщикам, обещающим «самое лучшее ГБО, недорого». В результате выясняется, что предлагаемое оборудование «немного» было в употреблении. И за всем этим кроется большая опасность!

Если в качестве дешевого ГБО вам предлагают бывшую в употреблении топливную аппаратуру или электронику, то здесь еще можно пойти на сделку с совестью. Другой стороной медали является бывший в употреблении газовый баллон. А здесь уже необходимо серьезно задуматься о его происхождении и качестве. Скорее всего, БУ баллоны прибыли в Украину из Европы, где их срок эксплуатации ограничен.

Согласно законам Евросоюза, независимо от состояния, через 12 лет газовый баллон отправляется в металлолом, где по цене лома их и скупают предприимчивые соотечественники. Зарабатывая деньги на баллонах, бывших в употреблении, никто из горе-предпринимателей не заботится об их проверке, не проводит дефектовку и не дает никаких гарантий. Главное, что такие недобросовестные продавцы при этом почти никак не рискуют, так как вместе с БУ оборудованием клиент получит и липовые документы для регистрации (поддельные или документы другого СТО, ЧП, ФЛП и т.д.).

И если случится беда, «экономный клиент» остается с ней один на один, ведь доказать ничего не получится. А ведь самые жадные торговцы могут даже зачистить ржавчину и перекрасить «утильный» баллон, чтобы продать его подороже. Но почти никто из них не проверяет его внутреннее состояние и не чистит его от отложений и остаточных осадков примесей, попавших внутрь вместе с грязным газом.

Покупая отработавший свое пропан-бутановый баллон, вы приобретаете бомбу замедленного действия! Задумайтесь, оправдана ли такая экономия за счет собственной безопасности.

А с годами эта токсичная среда медленно, но уверенно разрушает металл. Баллон, отслуживший отведенный ему срок, становится непригодным к дальнейшей эксплуатации по ряду причин: коррозия снаружи и внутри, усталость металла, проявляющиеся дефекты сварных швов и т.д. После демонтажа баллоны хранятся под открытым небом и не защищены от попадания влаги и грязи вовнутрь. Но даже если регулярные визиты на СТО для чистки системы вас не пугают, подумайте о том, что такой резервуар может запросто разорвать под давлением.

Ведь за годы эксплуатации запас прочности, заложенный производителем, уже далеко не тот, что в новом баллоне. Помните: позарившись на дешевое предложение, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих или близких людей.

Баллонный паспорт

Баллоны для пропан-бутана делают из стали толщиной 3-4 мм. Газовая смесь может находиться в них под давлением до 16 атмосфер (проверочное до 30 атм.), но на практике редко превышает показатель 10, что обеспечивает почти 3-кратный запас прочности. С точки зрения безопасности баллоны проверяются самым тщательным образом еще на стадии производства.

После конвейера баллоны отправляют на проверку ультразвуком, где контролируют качество сварочных швов. Затем их подвергают гидроиспытаниям, наполняя водой под давлением до 30 атм., а один (выбранный случайно) накачивая до разрыва. Также пропан-бутановый баллон каждые 2 года должен проходить переосвидетельствование (испытание гидравлическим давлением в 30 атм.).

Каждый выпускаемый баллон проходит многоступенчатый контроль безопасности и получает сертификат. Максимальный срок его эксплуатации 12 лет, но если в результате ДТП или при случайном повреждении он получил вмятины, он должен быть заменен новым. Чтобы максимально обезопасить себя при покупке баллонов, обращайте внимание на паспорт: табличка или выштампованная заводским способом информация на самом баллоне.

Содержание этого паспорта регламентируется на законодательном уровне. Здесь вы можете узнать размеры и вес, страну и завод-изготовитель, дату производства, индивидуальный номер, каким нормативным требованиям он соответствует и прочее.