Возможность почти вдвое сократить расходы на заправку подталкивает украинских автомобилистов к установке газобаллонного оборудования. Количество газифицированных легковушек давно превысило половину всего автопарка, и тем не менее, есть немало сомневающихся. Почему люди боятся ГБО?
Сегодня уже не нужно убеждать кого-то в достоинствах использования сжиженного пропан-бутана вместо бензина. Главное из преимуществ, конечно же, это 40-процентное сокращение затрат на топливо (в среднем за год с учетом сезонных колебаний цены на газ). Но есть люди, для которых экономия не главное, точнее, для которых важнее какие-то иные соображения. О них мы и поговорим ниже.
Оно взорвется
Впечатляющие видеоролики с взрывающимися газобалонными автомобилями любят показывать противники газификации. Но на самом деле, бензобак автомобиля взрывается не менее живописно, и условий для этого события нужно даже меньше, чем для инцидента с ГБО. Во всяком случае, газовый баллон намного прочнее бензинового бака и не так легко повреждается в ДТП, а исправный мультиклапан грамотно стравливает давление в случае повреждения трубок или другой аппаратуры. Ну, а если грубо нарушать правила эксплуатации, то можно довести до взрыва не только машину с газом, но и работающий на дровах паровоз, не говоря уже о бензиновом авто.
Машина с ГБО воняет
Дурно пахнущие «газовые» автомобили давно уже в прошлом. Такую особенность могли иметь карбюраторные машины с неотрегулированным или неисправным ГБО второго поколения, но современных инжекторных систем 4-го поколения это не касается. Конечно, мы говорим о грамотных установщиках ГБО, которые не допустили ошибок при монтаже или настройке аппаратуры.
Машина не едет
Да, сжиженный пропан-бутан (LPG) имеет меньшую эффективность как моторное топливо. Поэтому и мощность, и крутящий момент ДВС при работе на газе снижаются в среднем на 8 – 15 %. То есть, например, двигатель мощностью 80 – 100 л. с. при переходе на газ теряет около 5 – 15 л. с. Почему цифры такие приблизительные? Потому что в большинстве случаев опытный настройщик с ноутбуком может регулировками поднять отдачу мотора в режиме «на газу», хотя и в ущерб экономичности. Правда, для этого нужно и соответствующее программное обеспечение, а главное – опытные мастера.
Газ вреден двигателю
Абсолютному большинству моторов массовых моделей газовое топливо скорее полезно, чем вредно. Из основных плюсов: у газа октановое число 100 – 105 единиц, что исключает детонацию; в отличие от бензина он не смывает масло со стенок цилиндров, что снижает износ, а само масло пропан-бутан не окисляет, «продлевая» период его эффективной работы для автомобиля. Кроме того, газ пропан-бутан, в отличие от жидкого бензина, легко смешивается в цилиндре с другим газом – воздухом, поэтому даже непрогретый двигатель работает мягко и эффективно. Но отрицательные факторы тоже могут иметь место: перегрев клапанов, нагар на них и повышенные требования к контролю тепловых зазоров. Но грамотным установщикам известен список моторов, которые поддаются «газификации» только после дополнительных мер – или не поддаются вовсе.
Баллон уменьшает багажник
Это правда. Но данный неоспоримый минус ГБО можно несколько смягчить установкой тороидального баллона в подпольную нишу для запасного колеса. А вместо запаски можно возить в багажнике компактное колесо-докатку; некоторые автовладельцы при коротких городских поездках отказываются от пятого колеса совсем.
Нет финансового смысла
Смысл обычно есть, и немалый. Стоимость качественного ГБО IV поколения уже несколько лет остается на одном уровне, а срок окупаемости перехода на газ зависит от среднегодового пробега машины. Рентабельность поможет просчитать онлайн калькулятор на сайте той или иной авторитетной мастерской, где устанавливают ГБО. У среднестатистического автовладельца при переходе на газ расходы на топливо сокращаются на 40 – 50 %, но тут важно хорошо настроить систему питания.
Как видим, большинство опасений противников ГБО – всего лишь устаревшие и несправедливые стереотипы. Но имейте в виду, что успешная эксплуатация ГБО во многом зависит от квалификации и ответственности инсталляторов, которые монтировали и настраивали аппаратуру. Поэтому так важно не ошибиться с выбором мастерской. Отзывы о той или иной СТО «газового» профиля можно почитать (и оставить!) на сайте https://beststo.com.ua/, это ресурс, где обсуждают и выбирают победителей конкурса «Автоэксперт. Лучший автосервис Украины» в различных номинациях. Для читателей-участников голосования также приготовлены призы от партнера данного конкурса.
Організатор | Генеральний партнер |
Призовий партнер | Призовий партнер |
Медіа партнери | ||