Как появился самый дорогой автомобильный радиоприемник
В этот день, 16 ноября ровно 100 лет назад в здании нынешней харьковской филармонии начала вещание первая радиостанция в Украине. Сегодня радио стало неотъемлемой частью автомобиля. А когда же появились первые автомобильные радиоприемники?
Еще в 20-е годы автомобилисты начали устанавливать на свои машины обычные, стационарные радиоприемники, предварительно адаптировав их под бортовую сеть. Однако из-за больших размеров, а также ненадежности в работе (тряска на ходу) широкого распространения такое решение не получило.
В 1928 году американец Ульям Лир усовершенствовал конструкцию радиоприемника специально под автомобиль. С помощью гибких проводов он вынес на переднюю панель поворотные ручки управления громкости и настройки частоты, а также циферблат. Соответствующие патенты на свои изобретения Лир продал братьям Гэлвинам, которые в 1930 году на предприятии Galvin Manufacturing Corporation наладили выпуск первого в мире автомобильного радиоприемника – Motorola 5T71. Пол Гэлвин проехал на своем Studebaker, оборудованном Motorola, из Чикаго в Атлантик-Сити (около 1300 км), произведя фурор на выставке производителей радиоприемников 1930 года.
На то время он стоил баснословных денег – 110 -130 долларов. Для примера, один из самых доступных на то время автомобилей – новенький Ford A можно было купить за 385 долларов. В 1932 году Motorolа представила более совершенную модель – в частности, она уже не требовала отдельного аккумулятора. Немаловажно, что цена была снижена в два раза.
Что же касается Европы, то здесь первый автомобильный радиоприемник изготовили в 1932 году – на фирме Blaupunkt. Модель AS-5 весила 12 кг и стоила 365 рейхсмарок, что составляло пятую часть цены нового малолитражного автомобиля Opel 1.2 Liter (1890 рейхсмарок).