Никогда не замерзнет: советы по уходу за аккумулятором зимой
Аккумулятор в современных автомобилях незаметно изменил свое предназначение: из источника тока для запуска двигателя он превратился в бортовую электростанцию и в элемент многочисленных систем безопасности. Учитывая это, аккумулятор требует более особого внимания. Так насколько ваш аккумулятор готов к холодному времени года и что стоит сделать в преддверии зимы? Редакция «Автоцентра» вместе с экспертами компании «Автодом Атлант» подготовили полезный гайд, чтобы ваш аккумулятор не замерз этой зимой.
Без преувеличения можно сказать, что на современных машинах аккумулятор является одним из слабых мест. Ведь при кратном увеличении нагрузки на него сама по себе батарея осталась без принципиальных изменений. Поэтому она нуждается в определенном внимании от владельцев, а также при обслуживании авто.
Для чего служит АКБ
Аккумуляторная батарея, в большинстве случаев одна-единственная, на нынешних авто обеспечивает целый перечень важных функций. И если с АКБ произойдет что-то нештатное, то они сразу будут аннулированы. Итак, в настоящее время аккумулятор служит:
- для запуска двигателя. Причем на автомобилях с системой «старт-стоп» (таких теперь большинство) это бывает по несколько раз в минуту;
- для питания целого ряда систем (климата, безопасности, силового агрегата), когда двигатель не работает. И это тоже случается всякий раз, когда в пробке или на перекрестке срабатывает система «старт-стоп»;
- для помощи генератору – когда двигатель работает, но на малых оборотах и при большом потреблении энергии на борту. Например, зимой во время движения в неторопливом городском режиме, когда активированы многие мощные потребители тока и генератор не справится.
Зимние проблемы АКБ
В зимний период автомобильный аккумулятор испытывает дополнительные нагрузки, причем по нескольким направлениям. Главное осложнение состоит в том, что в морозы снижается способность АКБ отдавать и принимать заряд – и это на фоне того, что потребление значительно растет. В результате этого развивается одна из самых распространенных зимних проблем – хронический «недозаряд».
Во время зимних поездок водитель одновременно включает много потребителей – все возможные подогревы, фары, стеклоочистители, отопитель и т.д. К тому же, на перекрестках и в пробках стартер нуждается в энергии, то и дело запуская двигатель. И если при этом машина движется в городском режиме, то есть на малых оборотах двигателя, то энергии генератора не хватает для всех потребителей. На помощь приходит аккумулятор, который делится своим запасом энергии, но вернуть ему ту энергию до конца поездки генератор не сможет. Следовательно, нарушенный энергетический баланс ежедневно ухудшается, и однажды утром батарея не сможет дать нужный ток для запуска холодного двигателя.
Также водитель может столкнуться с более опасными проблемами: из-за низкого напряжения АКБ возникают нехарактерные ошибки в электрооборудовании и сбои в работе электроники, в том числе, систем безопасности.
Как подготовить аккумулятор к холодам
Чтобы батарея достойно выдержала все зимние испытания, ее – и сам автомобиль – следует подготовить. Сам аккумулятор нужно показать автоэлектрику, протестующему ее на предмет остаточной емкости и способности отдавать большой ток. Если из-за возраста большая часть пластин АКБ потеряла активную массу, эти два параметра будут «проседать» и, возможно, аккумулятор придется заменить. Конечно, в некоторых случаях такая батарея может быть пролечена зарядкой по особому алгоритму.
Но часто бывает, что и исправную батарею перед холодами нужно подзарядить. Еще электрик должен проверить электрооборудование автомобиля – дает ли оно корректную зарядку на аккумулятор.
Наконец корпус аккумулятора должен быть чистым, чтобы выключить его саморазряд из-за протекания тока. При снятых клеммах следует осмотреть состояние контактных штырей АКБ. Если на них грязно-белый или синий налет, их нужно тщательно зачистить. Эти малозаметные окисления создают сопротивление току и могут привести к разрядке аккумулятора.
Как выбирать аккумулятор для авто
Чем более современная у вас машина, тем больше параметров при выборе аккумулятора вам придется сдержать. Не вдаваясь здесь в подробности, скажем, что два одинаковых снаружи АКБ с одной емкостью, например, 55 А-ч (55 Ah), могут иметь поразительно отличные электротехнические характеристики. Подразумевается максимальный пусковой ток, количество циклов заряд-разряд, скорость пополнения энергии и срок службы.
Особое коварство ситуации в том, что если на современное авто установить простейшую дешевую батарею, некоторое время она будет работать, особенно если погода не будет морозной. Но большое количество потребителей и циклические нагрузки от системы «старт-стоп» совсем скоро «убьют» примитивный аккумулятор, и машина может вдруг оказаться беспомощной, в том числе, вдали от дома.
Советы от экспертов «Автодом Атлант»
Мы рекомендуем выполнять сезонную инспекцию аккумулятора и его замену новым исключительно на СТО. В то же время, очень важно выбирать сервисный центр с квалифицированным автоэлектриком, специальным тестером для АКБ и многофункциональными зарядными устройствами. Тем более что у некоторых современных автомобилей новый аккумулятор надо прописывать в главный блок управления, а это можно сделать исключительно на специальном оборудовании.
С другой стороны, чтобы аккумулятор работал эффективно и долго, нужно быть уверенным, что автомобиль заряжает его корректно во всех режимах движения. И для проверки этого тоже необходимо участие квалифицированного специалиста. Наконец, длительную гарантию на новый аккумулятор можно получить только тогда, когда электрооборудование машины полностью исправно.