Все масло из одной бочки, зачем платить больше!
А ведь когда-то это было правдой! Чуть меньше ста лет назад все масла мира были одинаковы, поскольку представляли собой просто-напросто очищенную нефть. Масла отличали по прозрачности: чем светлее – тем лучше. Но и темно-коричневые, и красивые янтарно-золотистые масла работали недолго: они быстро старели, окислялись, образовывали нагар и шлаки, закоксовывали поршневые кольца. Мало того, что приходилось заливать свежее масло в автомобиль каждые 500 км, так еще и двигатели приходилось периодически разбирать для чистки поршней от нагара.
Нагрузки на моторы росли, а масла оставались все теми же – одинаковыми. К середине ХХ века дошло до того, что водители грузовиков возили в кузове бочку с маслом – на долив и замену в пути, а авиационные механики меняли масло в моторах самолетов после каждого полета.
Так продолжалось, пока производители двигателей не поставили перед химиками вопрос ребром: отсутствие смазки тормозит прогресс! И ученые придумали присадки – вещества, которые регулируют свойства смазочных материалов в зависимости от особенностей двигателя и условий его работы.
Вот тут и начались отличия, и об одной бочке с тех пор уже не может быть и речи. Подтверждение этому вы найдете во второй части этого материала или в первом сюжете проекта «Мифоликвидация» на нашем канале.
В нынешних моторных маслах до 25% объема составляют присадки. Они не дают нагару оседать на деталях, повышают защиту трущихся пар, сохраняют свойства масла неизменными на протяжении всей службы, улучшают фильтрацию, делают выхлоп чище, экономят топливо и облегчают пуск в морозы. Кроме того, у самых продвинутых производителей есть присадки, которые действуют превентивно, снижая естественный износ двигателя, и одновременно понижая расход топлива за счет своих высоких антифрикционных качеств – например, как у Liqui Moly с его фирменным пакетом присадок Molygen.
Пакеты присадок сегодня – целая наука. Даже простейшие присадки нельзя добавить в базовое масло просто так, нужен тщательный расчет доли каждого вещества, чтобы они не конфликтовали друг с другом. Чтобы вы понимали, для «согласования» работы разных присадок в пределах одного пакета тоже есть своя, особая присадка! И любая новая рецептура требует длительных лабораторных исследований и испытаний в реальных моторах на дорогах и полигоне.
Поэтому для тех, кто ограничен в бюджете, существуют недорогие масла с простейшими пакетами присадок – и с минимальными необходимыми свойствами, для неких «тепличных» условий эксплуатации. А для тех, кто хочет получать от двигателя все, на что он способен, и при этом сохранить его ресурс на долгие годы, созданы высокоэффективные масла.
При этом ведущие производители предлагают конструкторам-мотористам масла, так сказать, с «индивидуальными настройками»: отдельно – для турбомоторов, отдельно – для высоконагруженных малогабаритных агрегатов, отдельно – для моторов с большим пробегом, с тяжелыми условиями эксплуатации, с малотоксичным выхлопом, с большим межсервисным интервалом и т.п.
Таким образом, современные моторные масла становятся все менее универсальными, и подбирать их нужно не только под конкретный двигатель, но и под конкретные условия эксплуатации.