X

В Украине растет количество ДТП с участием электросамокатов

По меньшей мере 130 дел по ДТП с участием электросамокатов рассматривалось в судах за последние 5 лет, сообщает сервис открытых данных “Опендатабот”. 34% из них попали на рассмотрение в 2023 году. За нарушение самокатчиков могут штрафовать от 340 грн до 17 000 грн и на год лишить водительского удостоверения.

111 административных и 22 уголовных дела по ДТП с электросамокатами найдены в судебном реестре по состоянию на август 2024 года.

Наибольшее количество ДТП с участием самокатчиков было зафиксировано в прошлом году: 36 административных и 10 уголовных дел. Впрочем, из года в год таких производств только увеличивается: в этом году уже открыто больше уголовных дел, чем за весь 2021 год. С начала текущего года в судах уже рассматривалось не менее 16 административных и 3 уголовных дела с участием самокатчиков.

Чаще всего происходят ДТП, когда в дорожном происшествии виновны собственно водители самокатов, – это наезд на пешехода или повреждение имущества. Как правило, в таких случаях водители получают наказание в виде штрафа в размере от 340 до 850 грн.

В то же время увеличивается количество случаев, когда водителей самоката «ловят» за рулем в нетрезвом состоянии. Так, например, в прошлом году водитель арендованного самоката на тротуаре сбил женщину. Во время проверки у него обнаружили 0,9 промилле алкоголя — это примерно как после употребления 0,25 л водки. Нарушителя оштрафовали на 17 тысяч грн и лишили водительского удостоверения на год.

Однако нарушителей не всегда можно полноценно привлечь к ответственности: водители могут не иметь водительского удостоверения и просто не знать ПДД. Так, например, курьер на электросамокате, спешивший по заказу с 0,33 промилле, в суде доказывал, что был трезв, а самокат не является транспортным средством. Впрочем, эти аргументы не помогли избежать штрафа в 17 тысяч гривен. Изъять водительские права, как того требует закон, не смогли — у нарушителя их никогда и не было.

Наша редакция поинтересовалась, как бизнес по прокату самокатов реагирует на такую ​​статистику. В компаниях Bolt и Jet отметили, что закон не требует от самокатчиков наличия водительского удостоверения, однако по правилам их сервисов водитель должен быть совершеннолетним. Следует отметить, что документального подтверждения возраста сервисы не требуют: пользователи должны ввести дату рождения во время регистрации.

В обеих компаниях отметили, что все поездки застрахованы на случай ущерба жизни или имуществу третьих лиц. В то же время в случае, если в ДТП попал несовершеннолетний, который во время регистрации накинул себе лет (как по делу, когда подросток в Киеве протаранил автомобиль), последствия этого автопроисшествия страховкой либо не покрываются вообще (Jet), либо, в зависимости от обстоятельств, сервис оставляет за собой право на окончательное решение (Bolt).

«На данный момент очень важно именно на законодательном уровне разработать четкие и понятные правила дорожного движения для электросамокатов и ответственность за их нарушение. Мы не отслеживаем все инциденты с электросамокатами, но следим за страховыми случаями — в этом году это менее 0,001% от всех поездок» – комментирует Антон Милка, руководитель направления развития шеринговых сервисов компании Bolt в Украине.

Напомним, что в 2023 году водителей самокатов на уровне закона признали полноценными участниками дорожного движения, однако специальные правила для них до сих пор не утверждены. Водители электросамокатов, моноколес и т.д. должны двигаться как можно правее проезжей части, пользоваться светоотражающими элементами и шлемами. В то же время ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам такому транспорту запрещено.