В Украине вводят новые стандарты навигационных дорожных знаков: что изменится и станет ли удобнее
Главная задача новой навигации сделать ориентирование в путешествиях максимально комфортным и доступным. «Часто проектировщики делают знаки по своему усмотрению… Разный формат знаков, различные цвета, шрифты и размеры дорожных знаков – это большая проблема», – говорится в сообщении главы «Укравтодора». Сейчас в Украине не существует унифицированной системы навигации. Графические стандарты шрифтов, символов и других обозначений были приняты ещё в далёкое советское время. Они не соответствуют современным стандартам восприимчивости и читабельности, поэтому мало помогают водителям хорошо ориентироваться на местности и планировать маршруты.
Госагентство предоставило для публичного рассмотрения новые варианты дорожных навигационных знаков. Первое изменение, которое сразу же бросается в глаза – это изменённый шрифт на указательных знаках. Раннее в названиях использовали исключительно заглавные буквы. Теперь же предлагается использовать заглавные буквы в начале слова, а все последующие сделать строчными. Подобная практика уже давно используется в большинстве европейских стран. Научно доказано, расстояние считывания и понимание текста на 10-15% больше, в отличие от текста, состоящего из исключительно прописных букв, имеющих вид набора из прямоугольников, сливающихся в сплошную кашу. А чтобы не ломать визуальную привычку, предлагается новый шрифт Road UA, имеющий некоторое сходство с доныне используемым шрифтом ГОСТ.
Кроме шрифта, изменению подвергнется дизайн стрелок. Если раньше они были сплошными, то сейчас планируется сделать их с шевронами. Исследования показывают, что такие стрелки считываются лучше, особенно, в условиях дождя, тумана или снегопада.
Многие водители ориентируются по номерам трасс, к тому же практика кодирования цветами различных трасс не нова. Поэтому «Укравтодор» предлагает применять цвет по приоритетам дорог: европейские маршруты – зелёный, международные и национальные – красный, региональные и территориальные останутся «неподцвеченными». Кроме этого, номера дорог будут обязательно дублироваться в показчиках расстояний и направлений. Если в том же направлении есть важный город, расположенный на другой трассе, на знак нанесут линию-разделитель, а номер другой трассы разместят после названия. В целях упрощения ориентирования в схемах приоритетное направление будет выделятся толщиной и размером стрелок.
На рисунке также обращает на себя внимание очерёдность размещения названий городов. После номера дороги следует следующий населённый пункт, а за ним – конечный н.п. на этой трассе. Это придаёт информации, расположенной на знаке, логическую завершённость и способствует лучшей ориентации на дороге.
Также предлагают убрать дефисы в номерах дорог. Дефис планируют оставить в номере территориальных дорог Т 14-16, где первые две цифры означают номер области, а остальные две – номер дороги. Автору этой статьи такая реформа нумерации трасс кажется полезной, но недостаточной. Дело в том, что буквенное обозначение тоже способствует некоторой сумятице при чтении номера дороги. Многие европейские страны отказались дублировать буквы в навигационных знаках, используют исключительно цифры. Чтобы отличить международную дорогу от национальной, можно начать считать национальные с сотни. Таким образом «Н-16» становится «116», а «Н-01» превращается в «101». А в обозначениях международных трасс автор рекомендует убрать не только букву «М», но и ноль в номерах автомагистралей до 10. Так, «М-07» лучше читалась бы как просто «7» на красном фоне.
Кроме прочего, предлагается ввести пиктограммы, например, в обозначении центра города. Саму же городскую навигацию планируется наносить на белый фон, в отличие от загородней на синем фоне. Впрочем, такая практика была в Украине и раннее. Кстати, исходя из предоставленных рисунков, синий загородний фон будет более тёмным. Это очень похоже на тёмно-синий фон, используемый на немецких автобанах.
Интересным представляются изменения, касающиеся навигационных знаков перед развязками на скоростных автомагистралях. Для съездов на развязках госагентство предлагает применять знак со срезанными краями, усиливающим своей формой восприятие направления в сторону. На взгляд автора, это очень интересное и весьма нетривиальное визуальное решение, имеющее не так уж много аналогов по всему миру.
И самое главное, знаки теперь предполагается ставить заранее, а не непосредственно в точках поворотах. Таким образом, водитель будет иметь возможность сориентироваться загодя и осуществить запланированный манёвр. Это расстояние – от знака до поворота – может зависеть от скорости на участке. Было бы неплохо выработать систему, дублирующую указательные знаки несколько раз, в зависимости от средней скорости на конкретном участке. Например, на скоростных дорогах указатель на съезд можно первый раз указывать за 1 км, потом за 500м и третий раз за 50-100 м до съезда.
Суть проекта, предлагаемого главой «Укравтодора» – определить принципы, которые помогают упорядочить все решения о том, где устанавливать знаки, в каких местах их ожидает увидеть водитель, отвечают ли они на информационные запросы водителей. И главное – унификация знаков, включая графические элементы, принципы установки в целях удобства пользованием. «Дорога должна давать информации больше, чем необходимо, и напоминать правила», – добавили в «Укравтодоре».
Сергей Кудрявцев