
Уникальный гоночный прототип Ford GT выставили на аукцион
Яркий представитель гоночной истории компании Ford отправится на аукцион Mecum. Этот прототип Ford GT Competition Roadster GT/109 участвовал в гонке 24 часа Ле-Мана под управлением легендарных французских гонщиков Мориса Трентиньяна и Ги Лижье в 1965 году.
Представленный на торгах экземпляр был построен в марте 1965 года подразделением Ford Advanced Vehicles в Англии. Он является одним из 12 прототипов, изготовленных компанией в период с января 1964 года по апрель 1965 года. Всего было создано пять родстеров, а до наших дней дожили лишь два из них – GT/108 и GT/109. Интересно, что из 12 болидов в гонках в Ле-Мане в 1964 и 1965 годах принимали участие семь Ford GT и четыре прототипа GT Competition, включая единственный родстер – GT/109.
Прототип Ford GT Competition дебютировал в гонках в апреле 1964 года. Но сезон не задался. Первые два автомобиля (GT/101 и GT/102) были уничтожены в авариях в Ле-Мане и Монце, а команда не смогла закончить ни одной гонки в сезоне. Поэтому вице-президент и генеральный менеджер Ford Ли Якокка решил взять дело в свои руки…
В декабре 1964 года два купе GT Competition Prototype, GT/103 и GT/104, были отправлены в Shelby American в Лос-Анджелесе, где они были переданы на попечение главного инженера Shelby Фила Ремингтона и его коллектива для подготовки к открытию сезона в феврале 1965 года в Daytona Continental. Усилия новой команды окупились сторицей, и уже в первой гонке Кен Майлз и Ллойд Руби на GT/103 одержали блестящую победу.
Победа Майлза и Руби в Дайтоне доказала огромный потенциал GT и подтвердила репутацию специалистов Shelby American. В результате Ford заказал компании первые два родстера GT Prototype Competition – GT/108 и GT/109 – для испытаний и оценки. Первая машина была задействована для создания “гражданской” версии, а героя нашего рассказа готовили к 24-часовому марафону в Ле-Мане. Строительство машины завершили 9 июня. GT/109 получил множество модификаций, которые уже были успешно опробованы на болиде Майлза и Руби. В частности, он получил магниевые диски Halibrand вместо заводских Borrani, дополнительные воздухозаборники спереди и двигатель Cobra-spec 289 объемом 4,7 л, соединенный с 5-ступенчатой МКП ZF.
Подготовку к гонке в Ле-Мане в 1965 году команды Ford напрямую курировал Кэрролл Шелби. По прибытии во Францию испытания проводили Андре Саймон и Джо Шлессер. GT/109 был окрашен в гоночную ливрею Ford of France – белую с темно-синей центральной полосой, окаймленной красным. При весе 1066 кг родстер был самым легким из всех шести Ford GT, представленных в Ле-Мане в 1965 году.
GT/109 управлялся в 24 часах Ле-Мана французскими звездами гонок Морисом Трентиньяном, который управлял Daytona Coupe для Shelby в Тур де Франс 1964 года, и Ги Лижье, который продолжал гоняться в Формуле 1 в течение двух лет, прежде чем стать конструктором Формулы 1 в 1968 году. GT/109 начал гонку с Трентиньяном за рулем, однако сошел на 11-м круге из-за отказавшей коробки передач. Интересно, что, когда другой Ford GT повредил водительскую дверь, аналог на пару часов одолжили у GT/109, пока и тот не сошел с гонки.
После Ле-Мана GT/109 был возвращен для доработки в Shelby American, затем использовался в Kar Kraft в качестве тестового автомобиля в проекте J-Car. На нем опробовали новые конструктивные решения: АКП Kar Kraft, карбюраторы Weber, тормозную систему и различные другие экспериментальные детали и компоненты. В итоге он оказался на складе компании Ford в Детройте. Там его и обнаружил в 1968 году голливудский каскадер и кастомайзер Дин Джеффрис. Он решил его выкупить, на что директор Ford Racing Пассино ответил: «Нет проблем, можете забрать. Мы закончили с программой GT Roadster».
История владения GT/109 включает всего трех владельцев с момента постройки. После гонок в Ле-Мане автомобиль принадлежал Ford. В 1968 году его купил Джеффрис. Благодаря дружбе с Шелби, Дин получил от него оригинальный гоночный двигатель Cobra-spec 289, который использовался на нем в Ле-Мане. В августе 2003 году Джеффрис представил GT/109 во время празднования 100-летия истории гонок Ford в Лагуна Сека для Monterey Historics.
Дэна Мекум купил GT/109 у сына Джеффриса в 2013 году. Он поручил GTC Mirage Racing провести реставрацию и вернуть машину в первоначальную конфигурацию для Ле-Мана 1965 года.
Оригинальный гоночный двигатель HiPo 289 CI, предоставленный Shelby, был отреставрирован, протестирован на динамометре и установлен Брайаном Даффи. Двигатель оснащен экспериментальным впускным коллектором Ford/Shelby и карбюраторами 4×48 IDA «Made in Italy» Weber, а также выхлопной системой «Bundle of Snakes», предоставленной Shelby, которая использовалась на GT/109 во время тестирования.
Другие соответствующие периоду компоненты на этом родстере серии GT Competition Prototype включают перестроенную коробку передач ZF 5DS-25/0 1965 года, фары SEV Marchal и светотехнику Cobra Daytona Coupe Cessna, магниевые диски Halibrand, шины 550/15 и 700/15 Goodyear Sport Car Special Blue Streak с наклейками 1965 года. Интересно, что в этом автомобиле установлена очень редкий стеклоочиститель NOS Ford GT Trico, а также фирменный тумблер стоп-сигнала Кэрролла Шелби, который изначально был в GT/109.
Предлагаемый на аукционе экземпляр является постоянным участником различных ретро мероприятий и регулярно становится их призером. В 2016 году Pebble Beach Concours d’Elegance на мероприятии, посвященном 50-летию победы Ford в Ле-Мане GT/109 занял второе место в своем классе, уступив победителю Ле-Мана 1966 года Брюса Макларена и Криса Амона. Неделю спустя GT/109 выиграл звание лучшего автомобиля на Milwaukee Concours d’Elegance. В 2023 году GT/109 участвовал в американском фестивале скорости M1 Concoursе в качестве почетного маршала. А в прошлом году на Amelia Concours d’Elegance GT/109 занял второе место в своем классе, уступив Ferrari 250 GTO 1962 года, которая выиграла Тур де Франс 1964 года.
Еще один сохранившийся прототип родстера GT40 – GT/108 – был продан на аукционе RM Sotheby’s Monterey в 2019 году за солидную сумму в $7,65 млн. Интересно, что нынешние торги, это уже третья попытка Дэны Мекума продать GT/109 на своем аукционе. В 2018 году автомобиль был выставлен в Киссимми, но продан не был. В 2020 году машину вновь выставили на продажу, но и вторая попытка не удалась. Возможно, третий раз закончиться удачно, и машина найдет свой новый дом.